Будьте в курсе последних новостей интернет-маркетинга
Будьте в курсе последних новостей интернет-маркетинга
Будьте в курсе последних новостей интернет-маркетинга

[Гайд] Спам-ловушки — что это и почему так важно?

В этой статье мы с вами познакомимся с тем, что же такое спам-ловушки, откуда они берутся и как создаются, как можно их найти и вычистить из своей базы рассылок и как предотвратить их дальнейшее попадание в списки подписчиков.

Логика работы спам‑ловушек

Спам-ловушки — это один из наиболее широко применяемых способов борьбы почтовых провайдеров (ISP) с фродом, спамом и мошенническими письмами. Благодаря спам‑ловушкам ISP могут следить за спамерами, находить их и блокировать отправляющие IP‑адреса и домены.

Так как адреса-ловушки никак не могут быть подписанными на рассылки, если вы следуете рекомендованным практикам управления подписчиками, то попадание вашего письма на такой адрес является очень серьёзным сигналом для почтовых провайдеров, говорящим о том, что вы потенциально являетесь спамером и ваши письма следует блокировать.

Существует достаточно много вариантов отношения к использованию спам‑ловушек, но в рамках этого гайда мы будем смотреть на это как на способ ISP и антиспам‑сервисов отравлять списки подписчиков тех рассыльщиков, кто занимается сбором некачественных баз, покупкой листов или парсингом сайтов для сбора емейлов — что по своей сути является противозаконным в США или Канаде (законы CAN‑SPAM и CASL) и крайне нерекомендуемым в России.

Типы ловушек

Не все спам-ловушки одинаково болезненны и равны между собой по причиняемому ущербу для отправителя — это значит, что не каждое попадание на спам‑ловушку будет критичным для вашей доставляемости. Существует два основных типа спам‑ловушек, которые используются почтовыми провайдерами и антиспам‑сервисами — чистые (pure/pristine spamtraps) и преобразованные (recycled spamtraps) спам‑ловушки.

Чистые спам‑ловушки оказывают крайне негативное влияние на вашу репутацию и, как следствие, доставляемость писем на ящики основных почтовых провайдеров. Наказание за отправку письма на чистую спам-ловушку будет очень серьёзным, ведь такие ящики были созданы только с одной целью — быть ловушкой, ловить спамеров и вычищать их рассылки из ящиков обычных пользователей.

Чистые спам-ловушки — это емейл‑адреса, созданные почтовыми провайдерами и затем «раскиданные» по разным сайтам в интернете (по форумам, сайтам знакомств, страницам контактов, где‑то ещё) только с одной целью — чтобы спамеры собрали этот адрес своими парсерами сайтов и затем отправили на него письмо. Соответственно, такой емейл по определению никогда не может подписаться на какую‑либо рассылку самостоятельно, а может быть только добавлен в лист подписчиков недобросовестным отправителем. Любое письмо, отправленное на чистую спам‑ловушку, автоматически характеризуется как спам, и нет никакого значимого обоснования или оправдания, почему ваше письмо оказалось во «Входящих» спам‑ловушки.

Второй тип ловушки — это преобразованные спам-ловушки, которые появляются в результате процесса «отмирания» емейл‑адресов. Преобразованные ловушки — это емейлы, которые были созданы обычными пользователями, но затем были заброшены и больше не используются ими. По истечении определённого срока неактивности аккаунта (в зависимости от почтового провайдера) такой адрес замораживается или отключается почтовым провайдером и начинает возвращать ошибку доставки при попытке отправить на него письмо — например, ошибку «550 — Unknown User». Далее емейл находится в таком статусе и отдаёт ошибку доставки ещё какой‑то срок, например, в Mail.ru этот период занимает не менее года, и после этого часть адресов может быть восстановлена и начнёт снова принимать входящие сообщения, но уже будет преобразованной спам‑ловушкой, а не живым ящиком.

Попадание в такую преобразованную спам‑ловушку несёт меньше негативного влияния, чем попадание в чистую ловушку, но всё равно засчитывается за «хит» и отрицательно влияет на вашу репутацию в целом, так как говорит почтовому провайдеру, что вы абсолютно не следите за качеством вашей базы рассылок, раз в течение года допускали отправку писем на несуществующие ящики, возвращающие ошибку доставки.

Ещё одним типом ловушек, который иногда выделяют, являются так называемые функциональные адреса — емейлы, которые имеют общепринятое значение в мире, например, ящики abuse@, postmaster@, webmaster@, support@ — но для таких адресов степень влияния будет определяться только политиками администратора домена и может быть как очень серьёзной (вплоть до полной блокировки ваших писем), так и не иметь практически никакого влияния. Но в любом случае стоит избавиться от таких адресов в вашей базе подписчиков ☺

Способы попадания в списки подписчиков

Спам-ловушки потому и называются ловушками, что никто, кроме их владельца (ISP или антиспам‑сервиса), не знает фактического адреса емейла, поэтому очень часто осознание факта, что у вас в базе вдруг оказались ловушки, может быть внезапным, особенно если это происходит вместе со штрафными санкциями, наложенными на доставляемость рассылок со стороны почтовых провайдеров. Ниже указаны несколько типичных способов попадания ловушек в базу подписчиков.

1. Самый простой и быстрый способ заполучить себе спам‑ловушку — это покупка списков подписчиков. У купленных листов нет никаких дат создания и сбора, так что неизвестно, какого возраста эти адреса и сколько времени этот лист уже находится в продаже. Кроме этого, покупая лист подписчиков, вы не покупаете право на рассылку емейлов этим пользователям — ведь они никогда не подписывались на ваши рассылки, а часть из них могла быть просто собрана парсерами сайтов. Так что если вы даже один раз покупали базу адресов, шанс, что вы отправляете письма на спам‑ловушки, очень велик.
2. Второй отличный способ получить спам-ловушки в базе — это использовать старые списки адресов, собранные годы назад. За то время, пока эта база лежит без использования, адреса могут умирать и становиться преобразованными ловушками. Так что относитесь очень внимательно к кампаниям реактивации — вы рискуете получить не новые продажи, а блокировку почтовиками, если попадёте на спам‑ловушки.3. Следующий способ получения ловушек — это опечатки в адресах или именах доменов. Время от времени почтовые провайдеры закрываются, сливаются друг с другом, меняют имена доменов — иногда в подобных ситуациях все адреса на каком‑то конкретном домене могут превратиться в ловушки.

Риски, связанные с ловушками

Спам-ловушки оказывают крайне сильное негативное влияние на вашу репутацию рассыльщика и доставляемость ваших писем. При этом чистые ловушки имеют большее влияние, чем преобразованные. Попадание на чистую ловушку в 95 % случаев приведёт к немедленной блокировке вашего IP‑адреса и, в зависимости от почтового сервиса, имени домена. Процесс восстановления репутации в этом случае окажется длительным и болезненным — готовы ли вы в течение нескольких месяцев терять огромную часть выручки канала емейл‑маркетинга из‑за отправки письма на спам‑ловушку?

Процесс решения проблемы со спам‑ловушками может занимать от недели до полугода — в зависимости от типа ловушки, почтового провайдера, ваших действий — и часто будет требовать глобальной очистки вашей базы, например, удаления всех, кто не совершал хотя бы несколько кликов в последние три месяца — а такая чистка может «убить» до 70‑80 % всей вашей базы.

Как избавиться от ловушек в базе

Самым простым способом не попадать на спам‑ловушки является следование рекомендуемым практикам работы с подписчиками: иметь подписку с подтверждением, вовремя чистить базу от неактивных и несуществующих адресов. Но, если вы уже всё же попали на ловушку, то этот раздел для вас.

Перед тем как вы обратитесь в специализированные сервисы, которые предоставляют очистку базы от спам‑ловушек, вам следует вспомнить, что фактические адреса емейла, являющегося ловушкой, знает только владелец этой ловушки, а все остальные специализированные сервисы, и вы в том числе, могут вычислить ловушку только по внешним и второстепенным признакам.

Первоначальной задачей для решения проблемы является вычисление источника ловушки — например, вы начали работу с новым партнёром или же включили отдельную посадочную страницу для сбора адресов. При этом не спрашивайте ISP о конкретном адресе емейла — вам никогда не дадут эту информацию, ведь этот адрес используется для отлова спамеров и его работа и настройка стоит определённых ресурсов, которые тратятся в том числе на сохранение емейла неизвестным для спамеров.

Следующие комплексные тактики помогут вам избавиться от спам‑ловушек в базе:

1. Повторное подтверждение подписки для всех ваших подписчиков. Это крайне затратный способ, который может стоить вам потери 75 % базы пользователей, а также большой доли маркетингового бюджета. При этом, если использовать правильную сегментацию, можно попробовать уменьшить потери при переподписке на рассылки всего до 50 % базы ☺ Такая практика является стандартной и рекомендуется к использованию во всех случаях появления ловушки в списках подписчиков.

2. Если в недавнее время вы покупали списки рассылок — то, вне зависимости от стоимости их покупки, вам нужно удалить все эти емейлы из вашей базы. Тут нужно просто понимать, что потери от блокировки рассылок будут куда более существенными, чем то, что вы потенциально сможете заработать на этом листе.

3. Может быть, в недавнее время у вас был резкий скачок в количестве новых подписчиков? Если так, то, опять же, стоит сделать кампанию переподписки для этих емейлов либо вообще отказаться от их использования. При этом вы можете вычислить источник появления такого большого количества адресов у вас в базе и просто прекратить отношения с этим партнёром, чтобы избежать повторения проблемы в будущем.

Да, все эти способы достаточно кардинальны и существенно уменьшают базу подписчиков, а также требуют серьёзных денежных затрат, но наличие ловушки в базе может сказаться на доставляемости рассылок ещё более серьёзно и причинить куда большие потери в выручке.

Предотвращаем попадание ловушки в листы подписчиков

Основным правилом по избеганию ловушек является соблюдение рекомендаций почтовых провайдеров по работе с базами подписчиков:

  • Использовать double opt‑in (подписку с подтверждением) — ящик‑ловушка, будучи роботом, просто никогда не подтвердит подписку на ваши рассылки и не попадёт в листы.
  • Вовремя удалять ошибки доставки — так вы сможете избежать преобразованных ловушек.
  • Не покупать листы. Никогда не покупать листы. Ни при каких обстоятельствах не покупать листы!
  • Не делать рассылки по старым базам пользователей.

Но, кроме этого, есть ещё несколько дополнительных способов снизить вероятность попадания ловушек в ваши базы пользователей:

1. Использовать умные формы подписки — вы предотвратите таким образом трафик из ботов, который могут отправить к вам недобросовестные веб-мастера. Кроме этого, можно настроить дополнительные правила проверки доменов и емейлов, например, исключить умершие домены. Или же вы можете просто запретить ввод в ваших формах подписки любых емейлов на корпоративных доменах, разрешив только публичные домены типа mail.ru/yandex.ru — конечно, собрав предварительно максимально полный их список.

2. Использовать стоп-листы (supression lists) — списки емейлов, по которым нельзя отправлять письма. Разумеется, такой список обязательно нужно переносить с собой при переезде на новую платформу рассылок. Сам по себе список может включать как несуществующие емейлы, которые вы вычислили самостоятельно, так и домены временных ящиков, адреса жалобщиков на спам, список мёртвых доменов, список служебных имен (типа abuse@ или postmaster@), список доменов государственных структур.

3. Настроить обработку мягких ошибок доставки (soft bounce). Если после получения жёсткой ошибки доставки (несуществующий емейл) стоит сразу удалять емейл, то для мягких ошибок доставки (переполненный почтовый ящик, автоответчики) стоит самостоятельно установить какой-то предел, например, четыре мягкие ошибки за месяц — и после этого удалять такие адреса из базы. Это нужно делать просто потому, что если подписчик за месяц не смог почистить свою почту, то вряд ли он вообще когда‑либо ещё будет пользоваться этим ящиком.

Заключение

Попадание на спам-ловушку — это не конец жизни и вашего емейл‑маркетинга. Но при этом даже одна спам-ловушка в базе требует очень большой работы, которую лучше поручить подкованному консультанту, чтобы, с одной стороны, ускорить сроки решения проблемы, а с другой — минимально потерять в базе подписчиков во время очистки базы от потенциальных ловушек. Кроме этого, вы можете воспользоваться сервисами очистки баз, например, Mailvalidator, Briteverify или TowerData.

Самое главное — помнить, что наличие ловушек напрямую влияет на доставляемость и, следовательно, прибыльность канала, а предотвратить их появление намного проще, чем затем вычищать их из базы. Так что отправляйте качественно, следуйте best practives и не попадайте на ловушки!

Поделиться статьёй:
Ym
Юлия Маркова
Юлия Маркова
Менеджер проектов, EMAILMATRIX
Все рецепты автора
Комментарии