Юридические аспекты емейл-рассылок
 
Добрый день!

Сегодня у нас необычный выпуск рассылки, и ведёт его не Юля. Этот выпуск посвящён актуальной для всех емейл-маркетологов теме — юридическим аспектам. И, соответственно, проведу его я, Лидия Старостина, юрист digital-сферы с 7-летним опытом работы ☺

Начнём…

Широкое распространение емейл-маркетинга, высокий уровень осведомлённости пользователей о своих правах и крупные штрафы для компаний (от 100 000 до 500 000 рублей) за нарушение законодательства — важные факторы, которые делают вопрос соблюдения законодательства в сфере емейл-рассылок актуальным. Ниже коротко рассмотрим основные моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы соблюсти закон при проведении рассылок по электронной почте.
 
  Получение согласия от пользователя на отправку ему емейл-рассылок
 
По статистике, опубликованной на сайте Федеральной антимонопольной службы (коротко — ФАС), которая осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы, в 2015 году наибольшая доля из числа выявленных нарушений в сфере рекламы пришлась на отправку спама (более 31 % от числа всех нарушений). Согласно ст. 18 Федерального закона «О рекламе», спамом считается сообщение, отправленное пользователю, который не давал предварительного согласия на получение рекламных сообщений.

Если вы самостоятельно осуществляете рассылку или поручаете рассылку агентству, то убедитесь, что адресаты такой рассылки дали согласие на получение от вас информационных сообщений и рекламы, а также выразили своё согласие на обработку их персональных данных вами и вашими партнёрами.

Как убедиться, что адресат дал согласие:
 
1) Есть бумага-согласие с подписью адресата (например, пользователь заполнил и подписал анкету оффлайн);
 
или
 
2) Адресат поставил нужную галочку на вашем сайте (согласился на подписку или принял условия пользовательского соглашения, в котором есть пункт о согласии на получение рекламы по электронной почте и на обработку персональных данных);
 
или
 
3) Вы направили адресату емейл-запрос с предложением подписаться на рассылку. В ответ на ваш емейл адресат направил вам письмо-подтверждение, что он согласен получать рассылку и согласен на обработку персональных данных, или перешёл по ссылке из вашего емейла для подтверждения своего согласия.
 
От покупки баз данных для рассылок лучше воздержаться, так как продавцы таких баз часто собирают их незаконно, без получения согласия владельцев емейлов на передачу информации о них третьим лицам (покупателям).
 
За емейл-рассылку рекламы в отсутствие согласия получателей (спам) возможен штраф от 100 000 до 500 000 рублей на компанию — или на сотрудников компании, ответственных за рассылку, от 4 000 до 20 000 рублей (ст. 14.3 КоАП РФ). Штраф может быть наложен за каждую рассылку, осуществлённую без получения предварительного согласия пользователя.
 
  Где и как хранить базу емейлов
 
Базы, содержащие персональные данные граждан РФ (ФИО, емейлы и т. д.), используемые для емейл-рассылки, должны в обязательном порядке храниться на серверах, которые физически расположены в РФ. Однако это не означает, что персональные данные граждан РФ нельзя хранить нигде, кроме как на территории РФ. При наличии согласия от пользователя на трансграничную передачу его персональных данных (такое согласие можно включить в пользовательское соглашение) данные можно хранить на сервере, расположенном за рубежом, при условии, что объём информации, хранимой в базе данных на территории РФ, больше или равен объёму информации, хранимой в базе данных, расположенной на сервере за пределами территории РФ.
 
  Что обязательно необходимо включить в текст рассылки
 
1) Наименование (включая указание на организационно-правовую форму — ООО, АО и т. п.) или имя (для ИП) отправителя. Если фактическим отправителем является агентство, то указывается только информация о заказчике (клиенте).
 
2) Ссылку для отказа от рассылки (обозначить можно, например, так: «Чтобы отказаться от рассылки, перейдите по ссылке (адрес ссылки)» или «Если вы хотите отказаться от подписки, нажмите сюда (адрес ссылки)»). При поступлении от получателя заявления об отказе от рассылки (через форму отписки, в свободной форме по электронной почте или же в письменном виде) вы должны немедленно прекратить рассылку на адрес такого получателя. Если этого не сделать, то при обращении адресата в ФАС вы можете быть оштрафованы. В этом случае компания заплатит штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей, а сотрудники компании, ответственные за рассылку, — от 4 000 до 20 000 рублей (ст. 14.3 КоАП РФ).
 
  Чего не должно быть в рассылке
 
1) Некорректного сравнения вашей компании, товаров или услуг с конкурентами, а также информации, которая порочит конкурентов.
 
Законом «О рекламе» запрещено утверждать в рассылке, что, например, качество товаров бренда Х лучше, чем качество товаров бренда Y; заявлять, что конкурент плохо работает. Так, меховая компания «Каляев» была оштрафована за рекламу такого содержания: «КАЛЯЕВ: наши шубы лучше „Алефа“. Качество шуб „Каляев“ лучше „Алефа“» («Алеф» — название фирмы-конкурента «Каляева»). А компания ОТК была оштрафована за утверждение в рекламе: «Не работает Yota? Попробуйте ОТК».
 
2) Рекламы товаров, услуг, которые запрещено рекламировать, скрытой под видом рекламы других товаров, услуг. Например, нельзя рекламировать алкоголь под видом минеральной воды с таким же названием и сходным дизайном упаковки.
 
Реклама с текстом: «Тельняшка. Изготовлено в России. Крепче только дружба» была признана незаконной, потому что под брендом «Тельняшка» выпускаются как безалкогольные, так и алкогольные напитки, а также в рекламе использовалось изображение, аналогичное изображению, нанесённому на стеклянной таре водки «Тельняшка».
 
3) Показа процесса курения, потребления алкоголя, бранных слов и непристойных образов.
 
Изображения процесса курения и употребления алкоголя нельзя использовать в любой рассылке, особенно никак не связанной с рекламой алкоголя или сигарет. Например, компания может быть оштрафована за использование в рекламе тура фотографии пары, сидящей в ресторане, если при этом на столе стоят бокалы и бутылка, внешне напоминающая бутылку вина.
 
  Что можно включить в рассылку (при наличии необходимых документов)
 
1) Кадр из фильма, изображение персонажей фильмов/мультфильмов, фотографию и т. п. можно добавить, если у вас есть согласие от правообладателя (кинокомпании, автора книги, фотографа) на это. Такое согласие должно быть получено в бумажном виде (например, в форме лицензионного соглашения). В противном случае объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, нельзя использовать в рекламной рассылке.
 
2) Заявление о том, что ваша компания (или товар/услуга вашей компании) «лучшая», «№ 1», «единственная», «самая» (употребление любого другого прилагательного в превосходной степени сравнения), можно сделать, если у вас есть соответствующие письменные подтверждения.
 
Письменными подтверждениями могут быть маркетинговые исследования или рейтинги, проведённые и составленные независимыми организациями. Если нужные документы имеются, добавьте в текст рассылки ссылку на данные исследования, рейтинги, а также наименование организации, проводившей исследование или составившей рейтинг, критерий, по которому ваша компания признана «лучшей», «№ 1», «единственной», «самой» и т. д., дату проведения исследования.
 
Например, это можно сделать так: «Наш фитнес-клуб признан самым посещаемым в Москве в 2015 году по результатам опроса, проведённого Аналитическим центром Юрия Левады в марте 2016 г. на территории г. Москвы».
 
Разумеется, выше перечислены далеко не все нюансы российского законодательства в сфере емейл-рассылок, но сделан акцент на главные и часто нарушаемые из них.
 
Напоследок хочется ещё раз обратить внимание на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении емейл-рассылок. В силу высокой публичной открытости отрасли нарушение законодательства в этой сфере может нанести компании ущерб не только в виде штрафов, но и зачастую куда больший в денежном выражении репутационный ущерб.
 
 
Расскажите о юридических тонкостях
друзьям и коллегам!
 
f   tw   vk
 
 
А ВЫ С НАМИ?
 
Подпишитесь и читайте свежие новости из мира емейл-маркетинга!
 
 
 
 
Лидия Старостина,
юрист digital-сферы
 
 
 
2010–2016 EMAILMATRIX, ООО «АЙЭЙДЖ МАРКЕТИНГ»