Содержание

    Как мы с нуля сделали курс по емейл-маркетингу для команды Авиасейлс

    6 слушателей, 16 часов лекций, 279 слайдов

    Без Авиасейлс обходится редкая подборка лучших рассылок в России. Тем удивительнее — и приятнее — было получить от такого успешного бренда заказ на курс по емейл-маркетингу.

    Мы разработали индивидуальную программу, сделали презентации на 279 слайдов, провели серию онлайн-занятий и подготовили прикладные материалы для регулярного использования. В статье расскажем, как учить емейл-маркетингу тех, кто уже съел на этом не одну свору.

    Задача

    Авиасейлс расширили маркетинговую команду: в ней появились несколько новичков в емейл-маркетинге. Тимлид решил добавить к внутреннему обучению внешнее — дать новичкам крепкую базу по доставляемости и собрать знания в более стройную систему.

    Компания искала обучение, которое учтёт их специфику и включит не сухую теорию, а практические знания для ежедневной работы. Нам предстояло объединить в курсе собственный живой опыт и исследования по самым разным темам внутри емейл-маркетинга.

    Программа

    В первую очередь мы изучили список вопросов, который составила команда сервиса. Их было примерно 50: от нюансов прогрева доменов и особенностей спам-фильтров в почтовиках Apple до использования GIF в письмах и специфики емейл-потребления в Северной Америке.

    Среди вопросов были и общие, и точечные. К примеру, вот часть того, что интересовало емейл-маркетолога, который работает с англоговорящими рынками:

    Вопросы для курса по емейл-маркетингу

    Мы проанализировали вопросы и сгруппировали в несколько блоков, которые образовали две части курса. Финальная программа после уточнения деталей и согласования с клиентом получилась такой:

    • Техническая часть емейл-маркетинга:
    • Емейл-маркетинг в России и за рубежом:

    Разработка

    Для технической части нам пригодились в том числе прежние обучающие программы (включая внутренние). Компанию среди прочего интересовали базовые темы вроде настройки DMARC или основных правил емейл-вёрстки, а в них мало что меняется со временем. Здесь главным было аккумулировать собственный опыт и учесть все вопросы клиента.

    В маркетинговой части, напротив, были важны не только наши знания, но и свежие данные по рынкам, в первую очередь иностранным: по Северной Америке и СНГ. Чтобы охватить нужный объём в разумный срок, к разработке курса привлекли практически всех маркетологов EMAILMATRIX. Темы разделили по опыту и навыкам: материалы об аналитике, триггерных письмах, нейросетях готовили те, кто чаще других с этим сталкивается.

    Подготовку маркетинговой части разбили на три спринта. В течение недели каждый специалист собирал информацию по теме, а в конце показывал наработки на общей встрече команды. Такой внутренний фильтр помог обеспечить качество материала. Опытные коллеги и руководители оценивали, насколько информация полезна и интересна, как хорошо она охватывает тему, что нужно добавить, а что убрать.

    Авиасейлс — крутые ребята, они отлично разбираются в емейл-маркетинге. Нам нужно было сделать нетривиальный контент, который сможет заинтересовать их. Поэтапная подготовка помогла отсеивать информацию, выделять и докручивать лучшее. А ещё — соблюдать дедлайны: общую встречу не сдвинуть, и на ней ты обязан что-то представить.

    Виктория Костюкова
    ведущий менеджер проектов EMAILMATRIX

    Содержание

    Всего курс готовили больше 10 человек: техспецы, маркетологи — менеджеры проектов, копирайтеры и дизайнеры. Это позволило быстрее наполнить программу (в целом потребовался месяц) и сделать её по-настоящему глубокой.

    «Техничка»

    Технический блок оказался самым внушительным: он занял половину всего курса. По пожеланиям клиента мы включили в него 10 крупных тем. Наряду с емейл-аутентификацией и ошибками доставки это были, к примеру:

    • требования почтовых сервисов: что в поведении отправителя и содержимом писем не нравится провайдерам;
    • игры с доменами: как разделить по типам писем, как настроить DNS для нескольких доменов и когда нужен выделенный IP;
    • прогрев домена: как провести его правильно, что делать при ошибке, как прогревать при большой базе — и если базы нет;
    • гигиена базы: как поддерживать, как выбрать между Single и Double opt-in, как сделать хорошее DOI-письмо.
    Требования почтовых сервисов в курсе по емейл-маркетингу
    Инструкция по подключения постмастера Outlook
    Синтаксис DMARC
    Инструкция по настройке доменов для рассылки
    Показатели здоровья базы в курсе по емейл-маркетингу

    Чтобы сотрудники Авиасейлс закрепили знания на практике, наш старший техменеджер Лиана Галина подготовила «домашние задания». Она отобрала несколько рассылок и предложила ученикам:

    • проверить домены в блэк-листах и определить те, у кого будут проблемы с доставляемостью;
    • подписаться на рассылки, изучить DNS-записи и выявить ошибки.

    Также Лиана собрала в самостоятельный гайд список технических сервисов для ежедневного использования:
    постмастеры, блэк-листы и другие полезные инструменты вроде Can I email, Email on Acid, EMX TOOLS. А в сами лекции включила пошаговые инструкции и чек-листы для проблемных ситуаций:

    • что делать, если упала репутация отправителя;
    • как найти причину падения доставляемости;
    • как уменьшить возвраты писем;
    • что делать, если попал в блэк-лист.
    Как решить проблему с доставляемостью писем

    Я старалась не углубляться в технические подробности, которые могут быть понятны не всем. Вообще, доставляемость и прочее — тема довольно скучная, но, безусловно, важная. Считаю, что её нужно знать всем емейл-маркетологам. Можно не уметь делать, но знать — обязательно.

    Лиана Галина
    старший технический менеджер EMAILMATRIX

    Стратегия

    По каждой маркетинговой теме мы искали разные исследования и кейсы, чтобы рассмотреть её с разных сторон, сопоставить данные. Так, по вопросу о лучшем времени для рассылки только в итоговую презентацию попали 7 источников. Кстати, по обобщённым оценкам, лучшие дни — со вторника по четверг. И не забывайте учитывать часовой пояс подписчика!

    Также для курса мы изучили емейл-рассылки в тревел-сегменте, в том числе зарубежном. Это помогло дополнить лекции релевантными примерами: получились не просто иллюстрации, а обзор лучших практик в отрасли, на которые клиент может ориентироваться. Сформировались даже две отдельные подборки: креативных идей и хороших страниц отписки.

    Пример DOI-письма
    Пример письма в курсе по емейл-маркетингу
    Пример продающего письма
    Пример транзакционного письма
    Пример транзакционного письма

    С той же целью — сделать курс практичней — мы приближали традиционные советы к реалиям компании. Например, в теме о триггерах показали, как использовать механику брошенного просмотра именно тревел-бренду: по каким специфичным условиям отправлять письма и чем их наполнять.

    В блоке трендов мы добавили к описанию и доказательствам эффективности рекомендации по внедрению — скажем, как больше узнать о пользователях, чтобы глубже сегментировать базу. Да, гиперперсонализация — один из трендов, а подробнее о них можно прочитать в нашей статье.

    Обзор трендов в курсе по емейл-маркетингу
    Пользовательский контент в рассылке
    Как работает тактика брошенной корзины
    Пример реактивационной кампании
    Пример слайда из курса по емейл-маркетингу

    А для блока об аналитике отобрали 12 внутренних и внешних метрик, которые действительно имеют значение для оценки работы емейл-канала. Ведущий проджект Ксения Ерастова привела примеры расчётов, подсветила, как правильно применять и как повысить те или иные показатели, и выделила 5 неочевидных факторов, которые влияют на открытия и клики.

    Как рассчитать кликабельность рассылки
    Как увеличить Open rate
    Пример слайда из курса по емейл-маркетингу
    Как рассчитать LTV
    Какая маржа считается хорошей

    Продакшен

    Полноценный рассказ о том, как делать письма, Авиасейлс не нужен, но у команды были отдельные вопросы по разным этапам. Мы включили их в подходящие блоки курса.

    Так, в контентном блоке мы рассказали о Tone of Voice применительно к западному рынку. Копирайтер Елена Королёва собрала источники из США, Канады и Великобритании. А для иллюстрации тезиса о динамичности ToV изучила все слоганы Coca-Cola за полуторавековую историю.

    Для практической отработки знаний мы сделали рабочую тетрадь. В ней предложили, в частности, изучить внутренние коммуникации и слова, которыми бренд описывают клиенты.

    Рабочая тетрадь из курса по емейл-маркетингу

    В дизайне клиента интересовали возможности нейросетей. Кирилл Мосин подготовил обзор самых популярных моделей для генерации изображений и видео, собрал ссылки на полезные материалы и показал нейрокартинки, которые делали мы.

    Я интересуюсь темой, регулярно читаю статьи и смотрю видео от энтузиастов, поэтому представляю, какие продукты заслуживают внимания, чем различаются и где научиться ими пользоваться. Мой главный посыл: ИИ — перспективная тема, но пока трудозатратная, а генерация контента всё ещё требует участия профильного специалиста.

    Кирилл Мосин
    middle+ дизайнер EMAILMATRIX

    В блоке о емейл-вёрстке мы рассмотрели общие правила и частые ошибки. Наш технический консультант Антон Чирков составил чек-лист тестирования вёрстки и отобрал три технологии по вопросу клиента о трендах:

    • JSON LD — выводит основную информацию о заказах в инбокс;
    • AMP for Email — делает письма интерактивными;
    • Емейл-фреймворки: упрощают продакшен писем (подробнее об этом и других способах мы рассказывали в блоге).
    Пример ошибки в емейл-вёрстке
    Как адаптировать письмо к тёмной теме
    Пример письма с JSON LD

    Занятия

    Занятия проходили онлайн, раз в неделю по два часа. Всего курс включил 8 уроков: пять по технической части и три — по маркетинговой. Количество определили мы, когда составили программу.

    Во время занятий наши специалисты отвечали на дополнительные вопросы сотрудников компании. Если требовалась дополнительная информация, мы собирали и присылали её в телеграм-чат или включали в следующий урок. Так в программе даже появилась новая тема — отток подписчиков. На одном из уроков клиент попросил рассказать о нём детально, и мы проработали и добавили это в курс. Ксюша рассказала, как верно рассчитать Churn Rate, как его сократить и когда подписчиков пора будить.

    Как рассчитать Churn rate

    Также клиент предоставил доступ к постмастерам своих рассылок для разных рынков. Новички вместе с Лианой разобрали их на одном из «технических» занятий и обнаружили, что в прошлом у одной из СНГ-рассылок был период повышенных жалоб на спам и проблемы с SPF. Установить причину только по постмастеру нельзя, но Авиасейлс пообещали изучить вопрос в платформе.

    Записи уроков и презентации с инструкциями, чек-листами и полезными ссылками мы передали клиенту. Сотрудники Авиасейлс смогут в любой момент найти информацию по возникшей проблеме или просто освежить знания по теме.

    Отзыв клиента

    Начиналось всё так: EMAILMATRIX опубликовали кейс о курсе для международной компании  — и ровно в тот день, когда в команду вышли новые люди с небольшим опытом в емейл-маркетинге. Их предстояло многому обучать. Качественные курсы по емейлу на российском рынке мне неизвестны, а индивидуальное обучение от одного из сильнейших агентств страны показалось неплохим решением. Так и вышло.

    Отмечу хорошее качество обучения. EMAILMATRIX собрали программу с большим вниманием ко всем пожеланиям и многочисленным вводным. Поначалу был слишком большой крен в теорию, но ребята буквально после первого фидбэка исправили это — добавили практическую часть (даже там, где она казалась невозможной).

    В содержании всё было по делу, без ерунды. Так что курс пригодился даже тем, кто работает с емейлами давно: что-то освежили в памяти, где-то обогатились инструментами и деталями, которые до этого упускали.

    По коммуникации всё хорошо: курс разработали на удивление быстро, задавали много уточняющих вопросов, отлично работали с ожиданиями. По формату отзывы у команды полярные: для одних двухчасовые лекции оказались оптимальным вариантом, другим не хватило интерактива (особенно в насыщенных темах вроде доставляемости).

    С основной задачей — наработать базу для людей с небольшим опытом — курс справился прекрасно. Ребята в команде отмечают, что узнали много нового. Кому-то оказалась полезной часть про доставляемость и репутацию, кому-то — про метрики и расчёты, кому-то — про современные форматы рассылок. Словом, каждый нашёл в курсе своё.

    Александр Драган
    Head of CRM Marketing Авиасейлс

    КОМАНДА
    ПРОЕКТА

    Евгения Гуленкова
    аккаунт-директор
    Виктория Костюкова
    ведущий менеджер проектов
    Ксения Ерастова
    ведущий менеджер проектов
    Дарья Комарова
    менеджер проектов
    Лиана Галина
    старший технический менеджер
    Антон Чирков
    технический консультант
    Елена Королёва
    копирайтер
    Кирилл Мосин
    дизайнер
    Алина Пабералите
    дизайнер
    Марина Мартынихина
    корректор

    Емейл-маркетинг?

    Запустим, докрутим, починим, научим
    Имя
    Корпоративный email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1475
                [name] => Кейсы
                [slug] => cases
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1957
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 1425
                [count] => 56
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1475
                [category_count] => 56
                [category_description] => 
                [cat_name] => Кейсы
                [category_nicename] => cases
                [category_parent] => 1425
            )
    
    )
    
    Поделиться кейсом
    Подписаться на рассылку