Технология AMP for email — отличный способ прокачать емейл-маркетинг. Она позволяет использовать в рассылках интерактивные средства взаимодействия как с пользователем, так и с сервером. С AMP можно добавлять в письма всевозможные формы, в режиме реального времени подтягивать контент с сайта и даже делать полноценные игры внутри рассылки.
Но для использования технологии необходимо получить специальное разрешение у почтовых провайдеров, которые умеют отображать AMP-письма — из распространённых в России это Gmail и Mail.ru. Для отправки интерактивных писем вы должны быть добросовестным рассыльщиком и ответственно относиться к своей базе. Все правила для получения разрешения призваны продемонстрировать это провайдерам.
В статье я подробно расскажу, как происходит выдача разрешений, какие условия нужно соблюсти для успеха заявки и чему стоит уделить особенное внимание.
Технические требования
В первую очередь нужно обеспечить соответствие рассылки ряду технических требований. Большинство из них одинаковы для всех почтовых провайдеров:
Запрещающая политика DMARC. Настройки политики должны быть выставлены в блокирующем режиме — quarantine или reject.
Получить разрешение можно с любым из двух вариантов, но я рекомендую использовать более строгий reject. При нём письма, которые не прошли проверку подлинности, вообще не попадают в ящик. А при quarantine они отправляются в папку «Спам», то есть всё же доходят до адресата, что даёт шанс мошенникам.
Кроме того, важен процент писем, к которым применяется политика DMARC (параметр pct). Он должен равняться 100%, это значение по умолчанию.
Напомню, что для корректной работы DMARC необходимо правильно настроить SPF и DKIM.
Требования к DKIM-подписи. Домен from email должен соответствовать домену DKIM-подписи.
У Gmail правила чуть мягче: достаточно выровненного домена (RFC7489). Это значит, что домен второго уровня подписи соответствует домену второго уровня from email. Объясню на примере.
Допустим, подпись DKIM успешно подтверждается d=foo.example.com. Выровненными будут считаться такие from email, как bar@foo.example.com , foo@example.com и foo@bar.example.com. А user@gmail.com — нет, так как gmail.com не совпадает с example.com.
Отправляющий домен. На нём должен располагаться ваш сайт. Некоторые компании используют для рассылки отдельный поддомен: с него только отправляются письма и на нём нет доступных страниц. В таком случае необходимо настроить переадресацию с поддомена на основной сайт.
Репутация отправителя. Ваша репутация в постмастере Gmail должна быть не ниже средней. В Mail.ru ориентируйтесь на соотношение отправленных и открытых писем; на долю писем, удалённых без открытия, и на количество жалоб. Чётких критериев здесь нет, следует придерживаться здравого смысла.
Отписка. Наличие рабочей ссылки отписки обязательно для любой рассылки, и интерактивные письма — не исключение. Отписка должна происходить в один клик: без необходимости авторизоваться и желательно без дополнительных вопросов. Сначала отпишите, а потом спрашивайте причину!
Также у Gmail и Mail.ru есть свои специфические требования.
Gmail не одобрит заявку, если в рассылке не включено TLS-шифрование. Для проверки отправьте письмо себе на gmail-ящик и нажмите «Мне» — соответствующая запись будет в конце выпадающей карточки. Если окажется, что шифрование не применяется, попросите платформу включить его.
У Mail.ru три дополнительных условия:
Работающий заголовок List-Unsubscribe. Он позволяет отписаться и управлять подписками в интерфейсе почтового провайдера:
Большинство ESP сами добавляют заголовок List-Unsubscribe во все массовые рассылки
Объём рассылок с домена не менее 5 000 писем в месяц на протяжении трёх месяцев. Эти объёмы позволят провайдеру собрать достаточную статистику и оценить добросовестность вас как отправителя и качество вашей базы. Однако от этого требования могут отступить, если вы представляете крупную компанию, которая внушает доверие.
Настроенный постмастер Mail.ru. Также нужно настроить обработку FBL-отчетов, то есть автоматическую отписку пользователей, которые оставили жалобу. Чаще всего это берёт на себя платформа.
Убедившись, что соответствуете всем требованиям, можете переходить к следующему шагу.
Подготовка AMP-письма
Чтобы получить разрешение почтовиков на отправку AMP, нужно показать не только добропорядочность, но и умение пользоваться технологией. Для этого необходимо отправить им интерактивное письмо — причём оно должно быть «настоящим» в их понимании, то есть не выглядеть как тестовая заготовка.
Я рекомендую поступить следующим образом:
Возьмите одно из своих последних писем. AMP-письма состоят из трёх частей (HTML, AMP и текстовая версия), так что одна часть уже будет готова.
Сверстайте AMP-версию с нуля либо адаптируйте HTML-вёрстку, чтобы она проходила валидацию на тестовых площадках Google и Mail.ru. Пользователям инструментов Pixcraft (TJML фреймворк, Pixcraft Builder или плагин для Figma) достаточно просто выгрузить письмо в формате AMP.
Письмо должно соответствовать всем требованиям из предыдущего шага и содержать ваш логотип — такой же, как на отправляющем домене.
Добавьте AMP-форму. Для любой рассылки будет гармоничной, например, форма рейтинга «оцените письмо».
Также подойдёт карусель изображений, но её следует логично вписать в контент, чтобы письмо не создавало впечатление тестового.
Выберите максимально правдоподобную тему. Ни в коем случае нельзя использовать слова вроде test, example, тест, проба и подобные.
AMP-технологию также поддерживают Yahoo и AOL. Они непопулярны в нашей стране и не предъявляют особых технических требований, поэтому в статье я не говорю о них подробно. Но здесь обращу внимание на особенности рендеринга AMP-писем, которые перечислил Yahoo:
обязательное наличие DOCTYPE;
недопустимо использование тегов после закрывающего <body>;
не приветствуется дублирование атрибутов у тега;
атрибуты очищаются от недопустимых символов, таких как ‘{’ и ‘[’, что может вызвать проблемы при использовании amp-mustache;
проверка URL-адресов отличается от проверки стандартным node-js AMP-валидатором;
при объявлении типа документа используйте amp4email, вместо ⚡4email, потому как молния может не считываться, тогда будет отображаться html-версия;
валидатор будет считать теги с пробелом перед закрывающей косой чертой недействительными:
<amp-img src=“https://domain.example/image.gif” noloading /> — не работает.
Тестирование
Перед отправкой тщательно протестируйте письмо. Первым делом проверьте получившийся AMP-код в тестовых площадках Google и Mail.ru. Важно использовать обе: у провайдеров различается рендеринг, причём как в плане интерпретирования CSS, так и в отработке состояний.
После успешных тестов:
Отправьте реальную кампанию себе на почту Gmail. После этого в интерфейсе почтовика перейдите в «Настройки» → «Все настройки».
В настройках выберите «Динамический контент» → «Настройки для разработчиков».
Укажите свой from email и сохраните изменения.
Обновите страницу и откройте полученное письмо.
Если вы видите AMP-версию — всё хорошо и можно переходить на следующий шаг. Если же отображается HTML-версия, значит возникла какая-то ошибка и её нужно исправить.
Код ошибки вы найдёте в уведомлении над письмом. Там же будет ссылка на документацию с указанием, какое именно требование не выполнено.
Чаще всего возникает ошибка INVALID_AMP. Уведомление в этом случае выглядит так:
Особенно неприятно, когда отдельно вёрстка проходила валидацию, а после отправки из платформы -— перестала. Такое случается по вине платформы или если настройка платформы не произведена полностью.
Как же выявить возникшую ошибку валидации?
Нажимаем три точки → «Показать оригинал»
Находим фрагмент кода вроде такого:
…
Нас интересует блок с Content-Type: text/x-amp-html. Чтобы найти конец этого блока, можно ориентироваться на отбивку в начале: в конце она будет точно такой же. В нашем примере это:
Чтобы они восприняли письмо как «настоящее», рекомендую отправлять его именно как кампанию, а не как тестовую отправку.
Завершающий шаг — заполнение заявки. Это единая форма для Mail.ru, Gmail и Yahoo (AOL). У Mail.ru также есть отдельная форма, но ей пользоваться необязательно: провайдер без проблем реагирует на заявки из единой формы.
Обычно Gmail и Mail.ru отвечают в течение трёх рабочих дней. Yahoo не присылает ответы, но в большинстве случаев он реагирует на заявку так же, как Google. Если тот принял положительное решение, то Yahoo, скорее всего, тоже. Это можно проверить, отправив AMP-письмо себе на yahoo-почту. Если окажется, что AMP по-прежнему не работает, на английском напишите провайдеру на amp-email@yahooinc.com.
Если кто-то из провайдеров пришлёт отказ, то распишет в нём, какие именно условия вы не выполнили и что необходимо исправить. Чаще всего это «письмо, не похожее на реальное» (из-за рыбного текста, слова «тест» в теме и тому подобного), или ошибка в AMP, из-за которой письмо не прошло валидацию. С Mail.ru часто возникают проблемы с выполнением технических требований, потому как они несколько жестче, чем у Gmail, и не имеют строгих критериев репутации.
При отказе необходимо решить все описанные проблемы и ещё раз протестировать работу письма. В Gmail потребуется ещё раз отправить пример AMP-письма на ampforemail.whitelisting@gmail.com и повторно заполнить форму заявки. В случае с Mail.ru, как правило, можно продолжить диалог с техподдержкой. Но, по нашему опыту, на повторную попытку отвечают дольше: обычно приходится ждать около двух недель.
После добавления в «белый список» — неважно, с какой попытки — подождите ещё около недели прежде чем отправлять реальную AMP-рассылку. Это нужно, чтобы изменения вступили в силу и ваши подписчики наверняка увидели именно AMP-версию.
Разрешение на отправку AMP-писем для вашего from email необходимо получить только один раз. Дополнительные согласования последующих рассылок не требуются. Но разрешение можно потерять: Gmail отзывает его при падении репутации домена ниже средней, Mail.ru — при нарушении правил, большом числе жалоб и так далее. Об отзыве они не предупреждают.
Как я отмечал в самом начале, возможность отправлять AMP-письма — это преимущество добросовестных рассыльщиков.