Емейл-рассылка — долгоиграющий инструмент, который может годами успешно решать маркетинговые задачи. Но это не значит, что её достаточно настроить однажды и можно больше не возвращаться. Важно пробовать новые подходы, расширять арсенал тактик — и, конечно, обновлять письма, чтобы они не приедались аудитории.
Именно с таким запросом к нам пришёл зоомагазин «Четыре Лапы». Бренд решил освежить визуал писем в соответствии с актуальной стратегией и привести все рассылки — рекламные, сервисные, триггерные — к единому стилю.
С такой задачей отлично справляется мастер-шаблон. Это набор всех возможных элементов рассылки, из которого в нужный момент просто выбираются подходящие. Так делать письма удобнее, чем с нуля, и все они будут в одной узнаваемой стилистике.
Обычно мастер-шаблон состоит из дизайн-макета и файла с кодом. К каждому файлу мы прилагаем подробную инструкцию, чтобы им можно было пользоваться без значительного опыта в вёрстке.
В этом проекте мы пошли дальше. «Четыре Лапы» используют платформу Bloomreach Engagement (бывшая Exponea) и собирают письма в её редакторе. Поэтому нужно было загрузить мастер-шаблон в CDP, причём с учётом её особенностей и уникальных функций.
Кроме того, магазин использует динамические элементы: в письма автоматически подгружаются карточки товаров. Это правильный подход, но для нас он стал дополнительным условием.
Дизайн
Первым этапом было отрисовать все необходимые блоки в Figma. Всего их получилось 93. Наш дизайнер Алина скомпоновала блоки по категориям — это удобно для дальнейшей работы с мастер-шаблоном.
Все варианты сходных блоков собраны в группы: легко искать и выбирать нужный
Особое внимание мы уделили товарным блокам. Важно было уже здесь учесть динамический вывод карточек. В частности, при нём не рекомендуется накладывать элементы друг на друга (например, бренд и сумму скидки на изображение товара). Это будет мешать сборке писем.
Наложение элементов допустимо при ручной вёрстке писем, но при автоматизации лучше разнести их
Также мы предусмотрели несколько вариантов наполнения карточек. Информация в них может различаться: у акционных товаров дополнительно отображаются старая цена и размер скидки, а, скажем, у кормов — вес.
Алина подготовила «полные» карточки и показала, как изменится расположение элементов при отсутствии части данных. А так как у некоторых товаров очень длинные названия, мы установили максимальное количество строк в карточке — три.
Дополнительная информация о товарах умещается в карточке без изменения её размера
Вёрстка
Когда клиент утвердил макет, пришёл черёд вёрстки. На этом этапе важнее всего сделать элементы такими, чтобы их было легко редактировать и подстраивать под внешние изменения.
К примеру, кнопки и надписи во всех мастер-шаблонах мы в EMAILMATRIX верстаем кодом и текстом. Так при сборке письма достаточно изменить текст. Если же сделать их картинками (такой подход тоже встречается), то затем придётся каждый раз делать новые изображения, загружать их в платформу и вставлять в вёрстку.
Ещё один подводный камень — изображения товаров в карточках. Они могут иметь разные размеры и пропорции. Если прописать в вёрстке фиксированную ширину и высоту, то картинки может сжать или расплющить. Мы указываем фиксированную ширину, чтобы высота подстраивалась.
Фиксированные размеры изображений vs корректная вёрстка товарных карточек
Когда мы готовим для клиента мастер-шаблон в виде файла с вёрсткой, то добавляем пояснения к каждому блоку: с ними в файле легче ориентироваться. В случае с «Четырьмя Лапами» верстальщица Лена оставила такие комментарии для меня. Спасибо, Лена!
Комментарии к вёрстке помогают не путаться в мастер-шаблоне и быстро находить нужные блоки
Особенности платформы
Обычно для сборки писем без работы с HTML-кодом используют блочные редакторы — отдельные программы или встроенные инструменты платформ. Первые требуют дополнительной оплаты, а у вторых зачастую очень ограниченный функционал. Например, некоторые не поддерживают блоки, свёрстанные вручную.
К счастью, у Bloomreach Engagement есть инструмент HTML Blocks, который по возможностям не уступает внешним программам. Он позволяет сохранить все HTML-блоки как отдельные шаблоны, из которых затем компонуются письма во внутреннем редакторе.
С HTML Blocks все элементы хранятся в одном месте, а ещё удобно тестировать динамические блоки
Когда приходит время создать письмо, достаточно сделать три шага:
Выбрать подходящие блоки и уже без кода задать нужные параметры в интерфейсе: написать текст, вставить ссылку, выбрать картинку.
Скопировать автоматически сгенерированный код в редактор платформы:
Полюбоваться готовым письмом:
«Четыре Лапы» уже собирали письма с помощью HTML Blocks, что стало плюсом для нашего проекта. Клиенту не пришлось знакомиться с новым функционалом, он чётко понимал, чего хочет и в каком виде.
Перенос блоков в CDP
Я начала настройку мастер-шаблона в платформе как раз с изучения старых блоков бренда. Это помогло понять, как он видит использование блоков в рассылках.
Затем я настроила самые простые блоки — статичные. Им не нужно прописывать параметры, ведь они не меняются от раза к разу.
Шапка и подвал одинаковые для всех писем — настроить их блоки проще всего
Следующими стали блоки, которые содержат параметры для изменения контента вручную. Покажу, как это выглядит:
Баннеру надо задать 2 параметра: адрес изображения и ссылку
У информационного блока 5 параметров: заголовок, описание, ссылка, адрес изображения и его положение
Внешне простой блок промокода включает 6 параметров: заголовок, описание акции, сам промокод и срок действия, текст и ссылка для кнопки
Финальный этап — товарные блоки с автоподгрузкой данных. «Четыре Лапы» часто используют в письмах подборки: таких блоков может быть несколько, а самих товаров — до 16 штук.
Добавлять характеристики каждого товара вручную — долго и утомительно, поэтому я настроила динамический вывод данных из фида. Клиент просто задаёт id товаров, и их данные сами подтягиваются в письмо.
Вместе с id товара указываются фид и число карточек в блоке. А фото, цены и остальное появляются в письме без участия человека
Так динамический товарный блок выглядит в письме
Здесь нам сильно помогла заготовка клиента со всеми нужными характеристиками товаров. Мы изменили дизайн карточек и мобильную адаптацию, но с нуля составлять алгоритм действий и правила не потребовалось.
Каталог с данными товаров клиент сделал сам ещё до обращения в агентство — это облегчило процесс
Взаимодействие с клиентом
Во время работы над проектом клиент тоже был активен. Его комментарии позволили нам лучше понять потребности и сделать использование мастер-шаблона удобным.
Один из примеров — текстовые блоки. Мы планировали сделать их HTML-блоками с набором параметров-элементов. Скажем, «Анонс статьи» с кастомным заголовком, ссылкой на кнопке и так далее.
Но клиент объяснил, что хочет комбинировать разные элементы: где-то не писать подзаголовок, куда-то добавить другую кнопку… Для этого я разбила каждый блок на несколько в соответствии с параметрами. Получился конструктор, из которого можно собрать любую нужную информационную карточку.
Мастер-шаблон получился гибким: клиент волен выбирать не только блоки, но и их содержимое
Также бренд попросил настроить блоки с изображениями так, чтобы каждое по желанию можно было сделать кликабельным. Это работает так:
прописываешь параметр img url — картинка обернётся в ссылку;
оставляешь параметр пустым — картинка остаётся обычной, в вёрстке ничего не ломается.
Опция img url была нужна клиенту для абсолютно всех изображений — от баннеров, как на скриншоте, до маркеров в списках
Это простой алгоритм с ветвлением, но написать его нужно было на специальном синтаксисе Bloomreach Engagement — Jinja. Я раньше не пользовалась им, но мне помогла документация платформы. Изучив материалы о работе Jinja и протестировав несколько вариантов, я нашла подходящее решение:
С завершением настройки моя работа над проектом не закончилась. Я отвечала на уточняющие вопросы клиента и сама следила за его новыми письмами; подсказывала, если что-то получалось не так. В какой-то момент компании понадобилась пара дополнительных блоков, мы с коллегами сделали их.
Результаты
Раньше письма «Четырёх Лап» выглядели так:
Теперь — так:
А ещё они получили мобильную адаптацию:
Мастер-шаблон помогает:
повысить узнаваемость бренда: компания будет придерживаться единого стиля;
сэкономить время на дизайне: дизайнеру больше не придётся делать каждое письмо с нуля;
сэкономить время на вёрстке, если блоки будут загружены в визуальный конструктор.
По словам клиента, теперь он собирает письма в несколько раз быстрее.
Отзыв клиента
У нас уже был позитивный опыт работы с EMAILMATRIX. Поэтому, когда появилась задача полностью переработать шаблоны наших писем, мы обратились именно в это агентство — и не прогадали.
Ребята оперативно проанализировали наши текущие рассылки, собрали хотелки и предоставили дизайн. После небольших правок и согласования приступили к самому интересному — переносу дизайна в код. С учётом широких возможностей Bloomreach Engagement мы планировали получить универсальные блоки, из которых можно будет собирать рассылки без необходимости вообще лезть в код вёрстки.
В итоге коллеги из EMAILMATRIX блестяще справились с задачей. Теперь мы просто выбираем нужный блок из списка — баннер, заголовок, картинку с текстом и так далее, — заполняем параметры и получаем готовую красивую рассылку. А когда открываешь исходник письма, вместо кода вёрстки сразу видишь, из каких блоков оно состоит. Удобно вносить правки в текст или переставлять блоки местами, не боясь допустить ошибку в коде.
Ну а самое прекрасное — теперь на сборку письма уходит в разы меньше времени, буквально считаные минуты. Есть возможность больше времени уделить креативу и аналитике рассылок.
Константин Тихомиров руководитель программы лояльности «Четыре Лапы»