Как чат-бот объединяет людей?
2022 год сильно повлиял на всех: волнение и тревога проникли в каждую сферу жизни. Рабочая среда, увы, не стала исключением.
У нас, сиэрэмщиков, есть своё место онлайн-сбора: чат в Телеграме, где мы с коллегами обсуждаем новые инструменты, делимся новостями или обращаемся за помощью и поддержкой. Осенью мы заметили неладное: некогда дружелюбное и уютное сообщество незаметно превратилось в место критики и нападок. Нужно было срочно придумать, как вернуть коллегам хорошее настроение.
Дело было в ноябре, Новый год уже замаячил на горизонте, решение пришло будто из воздуха. «Давайте проведём Тайного Санту!» — предложила наша тимлид Катя. «А давайте!» — ответили мы дружно и принялись за работу.
Игра «Тайный Санта» — это анонимный обмен подарками, где каждому участнику назначается подопечный, которому нужно отправить подарок к Новому году.
Разработка чат-бота: от названия до бэкенда
Но как подчеркнуть, что этот Тайный Санта — особенный, для CRM-щиков? Решили поиграть с названием по аналогии с конференцией «Стыд и СRаМ» и её онлайн-сестрёнкой «Стыдная CRеда».
Вариантов была масса: и «неСRавниМый Санта», и «неCкRоMый Санта» и даже «Санта для баСуRМан»! Но бесспорным победителем стал, конечно же, Дед CRMороз.
Мы сразу решили, что проведём игру «Дед CRMороз» в Телеграме в виде чат-бота: ведь вся тусовочка там. Для разработки самописного бота оставалось мало времени. Значит, предстояло найти готовое решение.
Платформы покрывали большинство технических вопросов, но с игровыми механиками было сложнее: например, сформировать из участников случайные пары «даритель — подопечный» и отправлять между ними сообщения они не могли. Поэтому важные составляющие игры мы решили разработать сами.
При работе над сценарием возникало много вопросов. Например, часть коллег переехала за границу, а обходить их вниманием не хотелось. Исходя из этого, нужно было продумать логистику подарков. Решили сделать два формата участия:
- офлайн: подопечный указывает имя, адрес и список пожеланий;
- онлайн: вместо физического адреса подопечный указывает емейл, куда можно выслать, например, подарочный сертификат.
Кстати, в процессе мы обращались в чат за советами, и коллеги подкинули отличную идею: запросить заодно список подарков, которые человек совсем не хочет получить.
Разработка самого сценария была относительно простой. Стандартная логика этой игры: запросить данные участника → уведомить об успешной регистрации → прислать данные подопечного → дождаться отправки подарка → уведомить подопечного.
С чем пришлось попотеть, так это с напоминалками участникам. Мы понимали, что декабрь — время горящих дедлайнов, а в рабочей суете об участии в игре легко забыть. А нам бы этого очень не хотелось.
Поэтому чем ближе был конец игры, тем сложнее становилась логика напоминалок:
Не всё так просто
Хоть мы всё тестировали перед запуском, всё равно переживали, что из-за огромного количества связей чат-бот либо заспамит участников, либо, наоборот, благополучно о них забудет. К счастью, напрячься пришлось лишь однажды.
Оперативно проверили логику бота, связались с техподдержкой и выяснили, что это баг со стороны платформы. Порадовало, что чат-бот споткнулся только на одном пользователе: мы просто остановили бота только для него (подарок всё равно уже в пути). Не порадовало, что неподвластная нам часть платформы немного подвела.
Ещё один нюанс поджидал нас с уведомлениями о доставке подарка. Процесс представлялся нам так: даритель жмёт кнопку «Отправил подарок», его подопечному автоматически приходит сообщение «🎁 Мороз уже отправил тебе подарок!». А для офлайн-участников добавляется трекер для отслеживания заказа.
Но чат-бот умеет общаться с одним (!) человеком, и внутри платформы невозможно передавать данные между двумя пользователями. Иными словами, нельзя сделать так, чтобы один из них получал сообщение, как только второй нажмёт кнопку.
Наш разработчик написал код, который присваивает метку пользователю, кликнувшему на «Отправил подарок», забирает из чата трекер и пересылает получателю. Человеческий фактор минимизирован, а значит, все подарки и уведомления должны прийти вовремя. Ура!
Что в итоге получилось
Игра «Дед CRMороз» длилась месяц: регистрация шла с 1 по 6 декабря, 7 числа — жеребьёвка, отправить подарок нужно было до 15 декабря. На всякий случай мы подготовились к варианту, где даритель не отправил подарок (как именно — пусть останется нашим маленьким секретом). К счастью, нам это не понадобилось: некоторые участники сами просили предупредить подопечного, что немного задерживаются. Милота да и только!
На разработку чат-бота нам потребовалось 16 рабочих дней — и это при условии клиентских запусков в самом разгаре!
Коллегам понравилось, поэтому задачу считаем выполненной — подарили им немного добра. А ещё узнали о нюансах разработки чат-ботов и теперь готовы к любым трудностям. Так что обращайтесь за интересными механиками и идеями спецпроектов: мы это умеем.