Копирование в дизайне: как не «воровать у соседа»
Не так давно я думал о том, почему сейчас так распространнено копирование в дизайне. Фактором, который меня подтолкнул к таким размышлениям, стал кусок жареного мяса. Съев его, я задумался о покупке мультиварки. Не скажу, что я фанат правильного питания, но мне стало интересно попробовать альтернативный вариант приготовления еды. И тут встал вопрос: какие мультиварки бывают?
Я вбил в поисковике «мультиварка» и — о боги! — увидел несколько тысяч визуально одинаковых приспособлений.

Не нужно долго рассуждать, чтобы понять, что в головах людей есть сложившийся образ любого современного устройства: телевизор — чёрный прямоугольник, телефон — чёрный прямоугольник, проектор — коробка с линзой и т. д. Видимо, так произошло и с мультиварками: кто-то когда-то сделал один дизайн, и понеслось — что-то среднее между мотошлемом и R2D2. Где мультиварка с углами, прямоугольная, плоская, треугольная?!
Конечно, есть ряд технологических и маркетинговых особенностей, которые ограничивают свободу техническим дизайнерам, но ведь можно бесконечно долго искать решения и в итоге всё-таки родить что-то новое, непривычное глазу.
Яркий пример таких поисков — мобильные телефоны в начале 2000-х.
Все помнят это разнообразие форм, тогда ещё не было устойчивого образа мобильного устройства, была полная свобода.

А потом появился инновационный айфон, и все компании как одна стали копировать эту технологию — вместе с дизайном.

Касательно мультиварок — пришлось постараться, чтобы найти что-то подходящее под мой запрос.

Этот поиск натолкнул меня на мысль: иногда, чтобы найти какое-то новое решение старой задачи, не обязательно смотреть на референсы и «воровать у соседа», изменив пару деталей. Копирование в дизайне — не лучший приём. Можно просто с нуля посмотреть на задачу, отключить систему образов и выдать что-то такое, что никто никогда не делал. И это касается не только дизайна.
Теперь ищу круглый телевизор…