Чат-боты и мессенджеры для бизнеса: что это и с чем их едят?
Сегодня скорость и максимальная простота в работе стали важным конкурентным преимуществом. Пользователям хочется, чтобы искать информацию о товарах, покупать их и общаться с продавцами было максимально комфортно. Чтобы заслужить их доверие, необходимо быстро реагировать на запросы — там, где им удобно, и так, как им удобно.
Конечно, в первую очередь речь идёт о мессенджерах и чат-ботах, которые продолжают показывать уверенный рост. ВЦИОМ, например, отмечает, что аудитория VK всего за полгода выросла на 5%, тогда как Telegram — на все 13%. А самим мессенджером пользуются уже 55% наших соотечественников.
Что умеют чат-боты?
Давайте посмотрим, что умеют делать чат-боты в мессенджерах и как их можно применять в бизнесе. В зависимости от задач предприниматели используют различный функционал.
- Консультирование клиентов: бот предоставит ёмкую и точную информацию по запросу клиента. На часть вопросов система даст автоматические ответы — а это напрямую экономит время специалистов.
- Сбор контактных данных: клиент сможет оставить информацию, которая автоматически попадёт в вашу базу.
- Опросы и голосования: вы быстро получите обратную связь.
- Реклама: бот поможет управлять рекламными кампаниями или проводить перекрёстное продвижение (cross-promotion) каналов.
- Уведомления: вы будете мгновенно получать нужную информацию — например, об оплате.
- Выставление счетов: вы сможете формировать и отправлять их клиенту прямо в мессенджере.
Чат-бот может даже стать полноценным магазином, причём не просто дополнительным каналом продаж, но и самостоятельной торговой площадкой. Магазин-бот максимально автоматизирует процесс продаж, а управлять им гораздо проще, чем привычным магазином. А ещё он сэкономит время и деньги, ведь его можно запустить очень быстро и без освоения дополнительных навыков. По результатам опроса Statista в 2021 году, порядка 45% Telegram-предпринимателей зарабатывают в мессенджере, успешно продавая собственные товары и услуги.
Конечно, это далеко не все их возможности, и количество ботов с различными функциями постоянно растёт. С консультациями, сбором контактов, опросами и рекламой всё просто. Но как использовать чат-ботов для самого главного — для продаж? Об этом мы подробнее поговорим ниже.
Как создать чат-бота?
Проведём аналогию с созданием сайта. Можно нанять грамотного специалиста и сделать всё с нуля. Преимущество очевидно: всё будет сделано под ваши нужды и запросы. Вопрос только один: есть ли у вас на это время и деньги? Потому что поставить техническое задание и описать ваши процессы программисту — отдельная большая задача.
Другой вариант — обойтись без программиста и использовать конструкторы, которых на рынке тоже немало. При этом затраты будут сведены к минимуму или вовсе к нулю. Да, ваш бот не будет уникальным, но большинство платформ обладают всем необходимым функционалом — это ли не главное? А некоторые конструкторы и вовсе позволяют запустить кроссплатформенного бота для одновременной работы в Viber, Telegram и других мессенджерах и соцсетях.
Попробуйте вот эти конструкторы:
- Botmother,
- Leadtex,
- Winwinbot,
- Salebot,
- Botobot,
- Bothelp.
Вспомогательные возможности для продаж
Выше мы пробежались по некоторым возможностям чат-ботов. Некоторые функции помогают локально ускорить и упростить продажу товаров или услуг, другие способны выстроить магазин с нуля. Начнём с первых.
Уведомления
Настройка уведомлений в мессенджерах позволит оперативно получать информацию о действиях покупателя, а заодно сэкономить время — причём и вам, и клиенту. Чем быстрее ему удастся завершить транзакцию, тем выше вероятность, что он придёт к вам снова.
Уведомления в мессенджере позволят вам мгновенно отслеживать процесс покупки и оплаты без перехода в почту или CRM. Это позволит избежать лишних телодвижений, оставаясь в мессенджере, и оперативно реагировать на действия покупателя.
Выставление счетов
Если функционал платёжного сервиса поддерживает такую опцию, это сильно упрощает жизнь продавцу. Если вы подключите функцию выставления счетов в Telegram, вам будет достаточно зайти в чат-бот и ввести необходимые для платежа данные — бот сформирует ссылку на оплату, по которой покупатель перейдёт на защищённую платёжную страницу и проведёт платёж. Никаких писем или личных кабинетов!
Чат-бот + платежи = магазин!
Переходим к самому интересному. Будущее наступило: уже сегодня вы можете создать собственный магазин с каталогом, платежами и фискализацией в мессенджере — например, в Telegram. И этот магазин будет… чат-ботом!
Опишем пару практических вариантов.
Вариант 1: конструктор + платежи
Вам понадобится конструктор, у которого есть интеграция с платёжным сервисом. Рассмотрим, как выглядит работа магазина, на примере одной из простых в освоении платформ — Leadtex.
Сам конструктор (как и большинство других) представляет собой набор блоков и логических цепочек: чтобы в нём разобраться, не нужно особенных навыков, только внимательность. Создавая блоки, вы выстраиваете путь клиента, взаимодействующего с вашим чат-ботом: от начала работы до оформления доставки и проведения платежа.
Посмотрим, как выглядит работа магазина со стороны покупателя. Заходим в чат-бот и видим главный экран.
Далее переходим в нужный нам раздел, чтобы выбрать товар. Допустим, это «Десерты».
В нём нас интересует малиновое варенье: можно выбрать, сколько банок заказать.
Переходим к вариантам доставки.
Вводим номер телефона и адрес.
Открываем заказ и нажимаем «Оплатить». По полученной ссылке переходим на платёжную страницу.
Осталось выбрать банковскую карту или другой удобный метод платежа.
Аналогичным образом работают и многие другие конструкторы — различия могут быть лишь в скорости освоения и наборе функций.
Вариант 2: единый бот
Это новая бесплатная функция сервиса для обработки платежей Robokassa. У @RobokassaShopBot есть четыре ключевых функции: «Магазины», «Товары», «Счета» и «Оплата» — то есть все базовые потребности продавца и покупателя.
Схема работы чат-бота для покупателя схожа с описанной выше. Посмотрим, как выглядит создание магазина для продавца.
После регистрации в системе Robokassa продавец вводит ID своего магазина и код, отправленный ему через СМС.
Затем, перейдя в раздел «Товары», он наполняет витрину товарами и услугами с описаниями и ценами.
После этого магазин готов к работе. Как только у вас появится первый покупатель, вы сможете выставить ему счёт в разделе «Счета».
Всё действительно просто!
Заключение
Чат-боты и мессенджеры стали инструментом маркетинга не так давно, но многие предприниматели уже успели оценить их возможности. И конечно, боты постоянно эволюционируют: в обозримом будущем они научатся оценивать тональность общения клиента и идеально выстраивать взаимодействие с покупателем — а это мощный инструмент, помогающий удерживать клиентов.
Всё постоянно меняется, и наша главная рекомендация — следить за трендами и пробовать новинки на практике. Хороших вам продаж!