Google Analytics. 8 часто задаваемых вопросов
Несмотря на широкое распространение различных инструментов аналитики (в том числе и Google Analytics), лишь немногие маркетологи понимают, как пользоваться аналитикой. Так, две трети маркетологов не знают, как измерить ROI с мобильных устройств, а 52% SMM-щиков не любят считать ROI соцсетей, потому что он всегда получается низким.
Эта статистика говорит о том, что, имея на руках мощные технологии, маркетологи не обладают необходимыми навыками и знаниями и поэтому не могут использовать всю мощь аналитики. Мы собрали 8 часто задаваемых вопросов о Google Analytics.
Как организован аккаунт Google Analytics?
Представьте себе большой ящик — это аккаунт, ваша учётная запись в Google Analytics. В этом ящике может лежать несколько коробок — это ресурсы, на которых Google Analytics отслеживает данные (например, ваш сайт и два отдельных лендинга). Для каждого ресурса — свой счётчик Google Analytics и уникальный идентификатор отслеживания. Таким образом Google Analytics определяет, как собирать данные, хранить их и группировать в отчётах.
И в каждой коробке ресурса есть «окна», через которые можно посмотреть на то, что внутри. Это представления. При помощи фильтров каждое из представлений показывает нам только нужную информацию, но никак на неё не влияет.
Задать ресурсы и представления можно в настройках конфигурации аккаунта.
Используя разные представления ресурса, можно защищать данные и управлять ими. Например, если в вашей организации несколько отделов продаж в разных регионах, вы можете создать отдельное представление для каждого региона, а затем предоставить им доступ к соответствующим представлениям.
К каким данным можно получить доступ?
Google Analytics собирает данные и даёт пользователю ознакомиться с ними через отчёты. Последние, в свою очередь, делятся на четыре категории:
Отчёты по аудитории
В этом разделе можно многое узнать о посетителях сайта, их интересах, регионе и языке и т. д. Здесь есть информация о том, насколько пользователи вовлечены во взаимодействие с сайтом, а также данные об устройствах, которые они используют.
Отчёты по источникам трафика
Всё о том, через какие источники трафика пользователи попадают на ваш сайт.
Поведенческие отчёты
Какие страницы «встречают» пользователя на вашем сайте, а какие «провожают»? Сколько пользователи проводят на страницах и что на самом деле они в это время делают на сайте? Отчёты категории «Поведение» дают ценную информацию, которая поможет оптимизировать сайт (и речь не о SEO!)
Отчёты по конверсиям
В отчётах этой категории можно узнать, насколько хорошо сайт конвертирует трафик.
Если настроить электронную торговлю (в ближайшее время расскажем, как это сделать), то здесь можно будет подробно узнать о том, что пользователи покупают и сколько тратят на покупки.
Кроме того, в отчёте «Ассоциированные конверсии» можно узнать, какую роль каждый из каналов играет в совершении конверсий, а также увидеть самые популярные пути конверсий.
И многое другое.
Зачем нужны «цели»?
Цель — это индикатор того, насколько эффективно сайт выполняет свою работу. Цели позволяют узнать, как часто пользователи совершают нужное вам действие.
Как это ни грустно, до сих пор можно встретить компании, в Google Analytics которых либо вообще не настроено ни одной цели, либо это псевдоцели уровня «Просмотр страницы «О компании» (эти данные можно узнать в Google Analyitcs и без специальных целей!).
Поскольку весь интернет-маркетинг про зарабатывание бизнесом денег, то и цели в Google Analytics должны быть к этому максимально приближены. Поэтому преимущественно это должны быть цели в духе «клик по кнопке», «отправка формы», «транзакция» и т. д.
Что такое сегмент?
Сегменты — это возможность Google Analytics группировать по неким критериям посетителей сайта, имеющих общие характеристики. К примеру, можно объединить данные о пользователях из Бангладеша, покупателях собачьего корма Pro Plan или посетителях раздела «Компьютеры и оргтехника» в каталоге интернет-магазина.
Сегменты изолируют определённые типы трафика в отчётах, что даёт нам возможность анализировать и интерпретировать данные гораздо эффективнее. Можно легко выявить тенденции, которые напрямую влияют на бизнес. Например, если пользователи плохо конвертируются или перестали покупать нужный товар в прежних количествах, можно попытаться сделать им точечные специальные предложения и скидки.
Основное преимущество сегментов состоит в том, что они представляют собой временный фильтр и никак не влияют на базовые данные. Всего одновременно можно использовать до четырёх сегментов.
Google Analytics предлагает на выбор: использовать заготовленные сегменты или создавать свои, отвечающие конкретным задачам.
Что такое not provided и not set?
С 2012 года Google шифрует все запросы, по которым переходят залогиненные в Google пользователи. В Google Analytics все они фиксируются как not provided.
Вслед за Google и Яндекс с 2014 года также начал шифровать эти данные. Вследствие чего Google Analytics не может прочитать информацию о ключевых словах для поискового трафика с Яндекса. Вместо этого он пишет not set:
Кроме того, not set пишется и в ряде других случаев:
- трафик из КМС Google;
- недействительные клики;
- Google Adwords не связан с Google Analytics;
- пользователь перешёл на сайт напрямую, введя адрес в строке браузера;
- пользователь перешёл на сайт по ссылке с другого сайта;
- UTM-метка содержит ошибки;
- отсутствует параметр gclid.
Подробнее о возможных проблемах можно прочитать в справке Google Analytics.
Есть различные лазейки разной степени полезности. Из простого: самые популярные запросы в Google можно узнать, подключив Google Search Console (бывший Google Webmaster). А в случае с Яндексом поможет родная Метрика — она пока что корректно отображает большинство запросов. Да и Яндекс.Вебмастер способен показать почти все запросы.
В скором времени мы расскажем и о других способах «расшифровки» not provided и not set.
Как настроить список каналов по умолчанию (Default Channel Grouping)?
Не нравится, что в списке каналов по умолчанию всё по-английски? Или хотите объединить все рекламные каналы в одну группу (без разделения на Paid Search, Display и т. д.)? Всё это можно сделать очень просто.
На вкладке «Администратор» в блоке «Представление» есть пункт «Настройки канала/Группа каналов». Это то что нужно.
Здесь можно создать свою собственную группу каналов, дать им желаемые имена, а также, например, объединить рекламные каналы в один — для этого нужно просто указать для одного канала все необходимые фильтры:
Как убрать Оther из списка источников?
В Other попадает трафик, который Google Analytics не удалось идентифицировать и определить в одну из групп каналов по умолчанию. Т. е. если GA не понимает, что это: прямые переходы, бесплатный поиск, реферальный трафик, трафик из соцсетей, рассылок, поисковой, медийной и другой рекламы, а также партнёрских программ, — в этом случае трафик будет относиться к Other:
Почему такое может происходить? Главная причина — UTM-метки. Вернее, их отсутствие или некорректная настройка. Почти весь трафик, который приходит на сайт, Google Analytics разбирает именно с их помощью, поэтому, если они прописаны некорректно, система не поймёт, куда отнести тот или иной визит пользователя.
О том, как правильно использовать UTM-метки, мы недавно писали.
Как исключить из статистики свои посещения?
Чтобы не искажать данные, полезно исключать внутренний трафик компании в целом и свои посещения в частности. Для этого на уровне представления нужно создать фильтр. Как правило, фильтр делается по IP-адресу. Однако здесь может возникнуть проблема: большинство отечественных провайдеров по умолчанию присваивает пользователям динамический IP, который может регулярно меняться. Из этой ситуации есть три выхода:
- Добавить весь диапазон IP-адресов провайдера в исключение (минус в том, что так можно отсечь и множество других пользователей, если провайдер действительно крупный);
- Запросить у провайдера выделенный статический IP и добавить в исключение его;
- Использовать Блокировщик Google Analytics. Но будьте внимательны, ведь он блокирует абсолютно любой скрипт Google Analytics, в том числе и скрипты на других сайтах.
На какие вопросы, связанные с Google Analytics, вы хотите узнать ответы? Может быть, вы хотели бы поделиться своими идеями? Напишите об этом в комментариях.