Ключевые digital-тренды 2014: IoT и сетевой нейтралитет

Многим кажется, что Интернет проник уже во все сферы жизни, но на самом деле к нему повсеместно подключены только ПК, смарт-телевизоры и смартфоны, а в остальном, наш повседневный быт никак не связан с глобальной сетью.

Однако в ближайшем будущем эта ситуация изменится.

Подключение к Интернету домов и автомобилей открывает множество новых возможностей для маркетологов и создает новые трудности.

С одной стороны, потребители захотят приобрести новые товары и услуги, с другой – предварительно потребуется столько всего объяснить им: что купить, как установить, как конфигурировать ключевые компоненты, как защитить личные данные от взломщиков, ведь замок на входной двери им уже не поможет.

Уже сейчас Интернет используется не только для удобства, но и для оказания некоторых жизненно важных услуг, поэтому перед специалистами все чаще встает вопрос обеспечения свободного тока данных.

В настоящее время дебаты на тему сетевого нейтралитета чаще всего происходят вокруг вопроса приоритетизации потоков видеоданных, но в скором времени они коснутся и потоков данных, лежащих в основе чего угодно, от развлечений до выполнения необходимых бытовых функций. Когда Интернет действительно охватит ВСЁ, проблема приоритетизации станет еще более актуальной.

Что такое «Интернет вещей» (IoT)?

Общепринятого определения это явление пока не имеет. Обычно этим термином обозначают продвинутый уровень сетевой связанности объектов, платформ, систем и сервисов для обмена данными без участия человека.

Интернет вещей распространяется на любой объект, созданный природой или человеком, который можно «научить» передавать данные по глобальной сети.

Сама идея кажется одновременно и заманчивой, и пугающей. С одной стороны, Интернет вещей обещает сделать жизнь легче и удобнее как для покупателей, так и для производителей и продавцов.

Каждому бы хотелось перед тем, как выехать домой с работы, включить по Интернету духовку, чтобы ужин начал готовиться, или, например, в летнюю жару отрегулировать температуру с помощью кондиционера. А организации могли бы, например, удаленно следить за наличием и состоянием товаров на складе.

Но есть и другая сторона медали – вирус или проблемы с доступом в Интернет могут привести к необходимости перезагрузки всего дома или склада. А у потребителей и организаций и без этого полно забот, связанных с многочисленными электронными устройствами.

Для подключения к Интернету всех устройств, аппаратов и систем потребуется создать множество новых объектов, обеспечивающих доступ в глобальную сеть, и вложить огромные средства:

— Международная корпорация данных (International Data Corporation) прогнозирует рост мирового IoT рынка с $1,9 трлн в 2013 до $7,1 трлн к 2020;

— Фирма MarketsandMarkets, специализирующаяся на исследованиях рынков, делает более скромный, но все равно впечатляющий прогноз – с $1,029 трлн в 2013 до $1,423 трлн в 2020;

— Одна из ведущих компаний в области исследования технологий и консалтинга Gartner полагает, что к 2020 году во всем мире будет насчитываться не менее 26 миллиардов объектов, подключенных к Интернету (разумеется, ПК, смартфоны и планшеты в это число не входят);

— Еще один специалист в области исследования и консалтинга — компания IDATE — считает, что число подключенных к Интернету объектов возрастет с 15 млрд в 2012 до 80 млрд к 2020.

Пк, телевизоры и другие смарт-устройства не учитываются, а подавляющее большинство IoT объектов составят, например, автомобильные шины или транспортные поддоны, связанные с Интернетом через промежуточное устройство. Девайсы, непосредственно связанные с глобальной сетью, типа ПК, телевизоров и мобильных телефонов, в 2020 году составят лишь 11% от общего числа IoT объектов;

— Мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы, Cisco Systems предсказывает, что к 2022 году к Интернету будет подключено 50 миллиардов предметов и объектов, это создаст новую статью доходов для организаций и принесет $19 трлн прибыли (из которых $14,4 трлн придется на долю частных корпораций).

Подводя промежуточный итог, отметим: эксперты не сомневаются в том, что наше будущее обещает быть еще более тесно связанным с Интернетом, но как скоро оно настанет, пока неизвестно — для перехода к Интернету вещей потребуются крупные финансовые вложения.

А что думают потребители?  

Если вы желаете подключить свой дом к Интернету уже сейчас, готовьте кошельки: для установки, например, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с возможностью управления через Интернет потребуется замена имеющейся системы и специальная профессиональная установка новой, а это стоит очень дорого.

Однако со временем стоимость компонентов, обеспечивающих связь с глобальной сетью, снизится почти до нуля. Примерно через десять лет подключение к Интернету будет поставляться в рамках стандартного предложения практически любого потребительского или корпоративного продукта. А когда потребители решат, что пришло время обновить товары длительного пользования, подключение к Интернету будет уже предоставляться по умолчанию.

С технической точки зрения, Интернет вещей – вполне реальное явление, к которому мы придем в обозримом будущем. Но вот для потребителей перспективы развития не вполне ясны. Мало кто вообще знает о том, что такое Интернет вещей.

Подтверждением этому служат результаты исследования, проведенного платформой SOASTA, специализирующейся на тестировании эффективности вебсайтов и приложений: 73% опрошенных взрослых потребителей не знали, что такое Интернет вещей, а точное представление имеют лишь 6% респондентов.

Однако получив пояснения, 2/3 (67%) участников исследования, особенно среди тех, кто совсем ничего не знал про Интернет вещей, проявили большой интерес и положительное отношение к идее подключения к Интернету различных объектов, от автомобилей до спортивного инвентаря.

Untitled-1

Несколько ранее, в марте 2014 года, Исследовательский центр Pew совместно с Илонским университетом провели исследование, результаты которого были опубликованы под названием «2025 – расцвет Интернета вещей».

В ходе исследования были опрошены 1606 экспертов по технологиям и активных интернет-пользователей, они высказывали свои взгляды на то, насколько широко распространится к 2025 Интернет вещей и какое влияние он окажет на жизнь обычных людей.

Подавляющее большинство респондентов (83%) выразили мнение о том, что Интернет вещей значительно изменит быт большинства в лучшую сторону.

Но высокотехнологичное будущее наступит, по мнению участников опроса, совсем не скоро. Даже если сузить широчайший IoT ландшафт, например, до «умного дома», то выяснится, что у большинства потребителей (85%, согласно результатам исследования рынка, проведенного в мае 2014 года компанией AYTM) нет ни одного «умного» устройства.  К тому же, более половины этого большинства не заинтересованы в покупке.

2 (2)

 Потребителей могут заинтересовать два актуальных события:

— выход Google на арену обустройства «умных домов» за счет поглощения компании Nest Labs, производящей «умные» термостаты и датчики дыма (к тому же, ранее поглотившей Dropcam, компанию-изготовителя камер видеонаблюдения с подключением к Интернету);

— предстоящий выход на ту же арену компании Apple с ее базой ПО под названием HomeKit, предназначенной для осуществления связи с бытовыми устройствами и управления ими.

Объединяет Google и Apple здесь то, что все их решения для «умного дома» опираются на смартфон как на универсальное средство удаленного управления другими приборами и устройствами, подключенными к Интернету.

Как мы придем к Интернету вещей?

Современный Интернет уже приходит к тому, чтобы стать Интернетом вещей, но пока лишь некоторых. До «Интернета всего» ему еще далеко.

Вычислительные устройства (ПК, смартфоны и планшеты) без глобальной сети никуда. Телевизоры тоже потихоньку подбираются к этому состоянию. Автомобили едва начинают подключаться, но ожидается, что в течение нескольких лет доступ в Интернет из машины станет привычным явлением. Разумеется, сначала это нововведение будет реализовано в автомобилях класса люкс и постепенно дойдет и до рядовых моделей.

Тем временем, все больше автомобилестроителей полагают, что обеспечение доступа в Интернет станет одной из наиболее важных статей дохода, придя на смену навигационным системам, чья популярность постепенно снижается.

Не стоит забывать о том, что потребители меняют электронные устройства гораздо чаще, чем машины,  поэтому ведущие платформы для смартфонов не стали ждать автомобилестроителей (или потребителей) и уже начали действовать: Apple создала CarPlay, а Google – Android Auto, таким образом, открыв для себя еще одну арену для борьбы за потребителя. Содержание этих приложений просто проецируется на экран автомобиля, создавая привычный опыт, только на более широком экране.

Перенос платформ для смартфонов на экраны автомобилей – событие, которое в ближайшее время будет иметь для маркетологов большое значение. Бренды, паблишеры и рекламодатели уже вкладывают значительные средства в получение доступа к пользователям смартфонов.

Потребители же все больше времени проводят в машине (не менее 1 часа в день, согласно результатам исследования Министерства Транспорта США, проведенного в 2009 году).

Перенос привычных платформ на новый экран более эффективен в плане экономии времени и средств, чем создание чего-то совершенно нового. К тому же, это позволит не терять связь с потребителями, даже когда они находятся за рулем, особенно учитывая тот факт, что на создание новой модели у автомобилестроителей обычно уходит около 5 лет.

Да и для них использование приложений будет полезно, поскольку потребители станут тщательнее отслеживать работу автомобиля и историю техобслуживания. Машины станут «умнее»: сначала (в ближайшем будущем) благодаря смартфонам, затем – уже в ходе следующего цикла автомобилестроение – сами по себе.

Напоследок, давайте разберем, чем отличается Интернет вещей от Интернета всего. Мы можем сравнить их с многоканальным и омниканальным маркетингом:

Интернет вещей – как и многоканальный маркетинг – состоит из множества точек соприкосновения, объединенных лишь отчасти.

Интернет всего – как омниканальный маркетинг –  создает всеобъемлющую и непрерывную картину поведения покупателя, объединяя все точки соприкосновения. Эта картина помогает быстрее и качественнее менять маркетинговые тактики для обеспечения большей увлеченности покупателей и, как следствие, осуществления более ценного взаимодействия с ними.

Интернет всего открывает для маркетологов два набора возможностей: первый – продажа новых товаров и услуг потребителям и организациям, второй – сбор данных о взаимодействии потребителей с новыми объектами.

Но их ждут и трудности: новые данные необходимо будет эффективно систематизировать и увязывать между собой, а ведь многие маркетологи и сейчас едва справляются огромными объемами информации о взаимодействии с покупателями.

 Свобода информации

Многие считают, что сетевой нейтралитет не имеет ничего общего с Интернетом всего, но это ошибочное мнение произрастает из того, что современные дебаты о «быстрых» и «медленных полосах» затрагивают лишь доставку видеоконтента, в частности, трансляцию видео c OTT-сервисов типа Netflix, сильно загружающие сеть.

Службы широкополосного вещания вложили огромные средства в создание просторных каналов передачи данных, поэтому считают OTT-сервисы угрозой для себя – последние не только «уводят» покупателей, но и загружают сети, за создание которых не оплачивали.

Но вопросом трансляции видеоконтента дело не ограничится. Удобно, конечно, иметь возможность в любое время за небольшую цену смотреть желаемое видео, но когда жизнь и деятельность целиком будут зависеть от передачи данных по Интернету, необходимо будет обеспечивать свободную трансляцию любых данных.

Что такое «сетевой нейтралитет»(Net Neutrality)?

Этот термин был создан в 2003 году профессором Колумбийского Университета Тимом Ву и  используется для обозначения руководящего принципа, который заключается в одинаковом отношении к любому интернет-трафику, независимо от источника, содержания или типа данных.

Особенно обеспокоены проблемой сетевого нейтралитета правительства, частные службы широкополосного вещания и компании-разработчики технологий, чьи приложения занимают все больше интернет-пространства.

В ближайшем будущем потребителям потребует более быстрая и надежная передача данных для обеспечения корректного функционирования домов и, возможно, даже самоуправляемых автомобилей.

Маркетологи будут высоко ценить скорость покупки и демонстрации рекламы. Если же Интернет всего попадет на медленную полосу, пострадают все. Именно поэтому так важно уже сейчас принимать правильные решения и устанавливать прецеденты, на которые можно будет опираться в будущем.

Источник: www.emarketer.com
Поделиться статьёй
Подписаться на рассылку