Содержание

    Как стать иллюстратором (-кой). О шляпах, лодках и всякой всячине

    Привет! Меня зовут Фай, я иллюстраторка, и в начале моего пути мне мечталось, что кто-то лично поделится со мной своим опытом и расскажет, как стать иллюстратором (а точнее — иллюстраторкой). И что в итоге путь окажется простым и линейным, подходящим конкретно мне, и пойду я по нему такая крутая, без страха и упрёка.

    Само собой, такого волшебства не произошло. Да, интернет полон всяческих инструкций и чек-листов «Как стать иллюстратором»: с чего начать, куда пойти учиться, что купить, на каком планшете лучше рисовать. Но весь секрет не в этом. А в том, что единого пути становления не существует.

    Он формируется в течение вашей жизни и зависит от взгляда на мир через призму вашего собственного опыта. События и контент, которые мы пропускаем через себя, — это то, что формирует наш взгляд! Поэтому я решила поделиться с вами значимыми моментами своей жизни, взглянув на которые, можно отправляться в собственный путь — со страхом, критикой и упрёками. Но это не так страшно, как кажется!

    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором
    как стать иллюстратором

    Нужно ли образование и какое

    Вот вы стоите и с тяжестью в сердце думаете: «Стану художником, что дальше? Какое образование мне необходимо? Нужно ли идти в художественную школу? Кто я вообще? Точно ли я этого хочу?» Оглядываясь назад, я считаю, что это не те вопросы, которые нужно было задавать себе в первую очередь. И сейчас расскажу почему.

    Меня пугал выбор того, чем заниматься по жизни, потому что я не знала, в чём хороша. Создавалось ощущение, что вообще ни в чём! Все расселись по лодкам своих успехов и как поплыли вперёд, а я одна в своей уродливой шляпе стою на берегу, и рядом нет ни лодки с местом для меня, ни указателей. Я стою и в панике смотрю в разные стороны — а стоять на месте нельзя, надо идти! Как тут не запаниковать?

    В художественную школу я не ходила, но много рисовала в стол и для друзей. Это был мой единственный скилл, и тот был совсем негодный. Можно было полагаться только на метод проб и ошибок — рисование своих первых уродливых картинок. Несмотря на это, я не позволила себе затонуть на этом этапе и кое-как выбралась на берег.

    Ещё в старшей школе я немного изучила рисование в Adobe Photoshop, начала пользоваться графическим планшетом. Потом испробовала ещё кучу программ для рисования и надолго залипла в Paint Tool Sai, потому что у него очень удобный набор функций для художников: ничего лишнего, и сама программа летает на ПК, даже склеенном скотчем из палок. Рекомендую попробовать в нём рисовать! Я называю его ленивым Фотошопом.

    После школы я поступила в вуз на художника компьютерной графики и анимации и ненадолго смогла почувствовать себя увереннее, начав реальную практику в рисунке. И… получалось ужасно! Но почему-то даже саркастичные похвалы от нашего мастера по рисунку заставляли меня лишь посмеяться и продолжать уродовать холст. Я знала, что ничего у меня не получается, но необходимо было продолжать гнуть свою «волосатую» линию (у меня на рисунках были очень «волосатые» линии! Кто начинает рисовать, знает это чувство).

    На первых курсах я осознала, что знания, которые давал мой вуз, несвежи и далеко на них одних не уплывёшь. Никакая общая теория и базовые практики в рисунке, в живописи и в прогах не сделают ваши работы привлекательными и стильными, не дадут им жизни или уникальности.

    Поэтому, чтобы разобраться, как стать иллюстратором, и начать делать годные картинки, нужно добывать знания и опыт самостоятельно. К счастью, сейчас есть много курсов, как платных, так и бесплатных. И даже у многих платных курсов есть хотя бы бесплатные промоуроки. Выполняя задания в процессе обучения, вы создадите несколько завершённых работ, которые можно смело положить в портфолио. А это уже очень поможет вам на фрилансерском поприще. Ведь без хорошего портфолио при поиске клиентов приходится туго. Помимо этого рисуйте как можно больше для себя и друзей и добавляйте самые лучшие работы в портфолио.

    Итак, вы получили общие знания, чувствуете себя уже лучше, стилус из руки не роняете, что-то получается рисовать — так держать! Но всё ещё что-то не то… Нет ощущения целостного образа себя в деле.

    Быть художником — это размытое понятие. Такое же размытое, как ваше сознание после вуза — куча всякого непонятно чего. Направлений в профессии очень много, и лучше с самого начала узнать про них: так сказать, примерить разные шляпы и посмотреть, какая вам больше всего нравится, — постараться попробовать себя в каждом направлении и выяснить, какое из них соответствует вашему реальному «я».

    Для примера, сейчас востребованы такие специализации: диджитал-художники, гейм-дизайнеры, дизайнеры персонажей, аниматоры, концепт-артисты, книжные художники-иллюстраторы, комиксисты — и это далеко не все пути, на которых художники могут найти себя.

    Из всего этого я попробовала несколько направлений и поняла, какие из них мне интересны. На мой взгляд, это единственный способ выяснить, к чему лежит душа и на что вы способны. А уж после того, как выясните, дело пойдёт проще: вы будете знать, какие знания надо углублять и какие именно навыки нужно осваивать.

    Сейчас есть много материалов и узкоспециализированных курсов по любому художественному направлению, а само арт-комьюнити очень большое. Регулярно следите за художественной тусовкой в соцсетях, вступайте во всевозможные крупные сообщества и подписывайтесь на крутанов. Помимо того что вы будете в курсе всех трендов и вообще всего, что происходит в иллюстраторском мире, так ещё и сможете обзавестись полезными знакомствами, если будете проявлять активность.

    Как-то раз я стихийно попала в чатик художников, которые хотели рисовать для игр. Там мне удалось познакомиться со многими единомышленниками. Мы обсуждали работы друг друга, устраивали челленджи на разные темы, сами ставили дедлайны и стремились в них уложиться. Меня сильно мотивирует осознание того, что все работают и стараются над своими рисунками. Тогда мне тоже хочется быть как минимум не хуже, не отставать от других. Жаль только, что срок жизни подобных чатиков недолгий и риск слиться весьма велик. В любом случае это очень интересный опыт, из которого что-то можно унести себе в экспириенс-копилку. Так что не время сидеть на месте — время очень сильно сидеть на месте и рисовать уже сейчас!

    Что делать и что понадобится

    Первым делом начните рисовать как можно больше. Научитесь пользоваться диджитал-инструментами. Рекомендую Adobe Photoshop, Paint Tool Sai для растровой графики и Adobe Illustrator для векторной. Многие иллюстраторы приобретают iPad и рисуют в Procreate, потому что это суперудобно и мобильно, — но это недёшево. Как по мне, в начале своих отношений с рисованием не стоит заморачиваться и искать лучший в мире профессиональный планшет, подойдёт и любительская модель хорошего бренда, например Wacom.

    Поначалу я советую сосредоточиться только на Adobe-продуктах. Они содержат универсальный набор функций для работы с растровой и векторной графикой, изучив которые, вы сможете легко освоить и любые другие программы. На старте не стоит распыляться и перебирать кучу программ для рисования. Лучше попробуйте себя, например, в Фотошопе, разберитесь с ним, а затем плавно переходите к остальным инструментам.

    Чтобы получать деньги за иллюстрации, никакие сертификаты и дипломы не нужны. При трудоустройстве в компанию или на фрилансе больше всего вам поможет портфолио и реальная практика. Соберите все свои работы в одном месте: может подойти Dribbble, Behance или ваша любимая социальная сеть типа Tumblr, Instagram или даже свой паблик во ВКонтакте. Будьте готовы показать свои иллюстрации и рассказать о них.

    Если у вас нет высшего образования — не беда. Однако это не означает, что учиться не нужно, образование лишним не будет. Более того, нужно много ошибаться и двигаться вперёд. Чтобы понимать, что вы делаете правильно, а что нет, вам необходим фидбэк от специалистов и много-много практики. В этом как раз и помогут курсы или «вышка».

    В крупных городах вузы постоянно развивают свои направления и стараются давать наиболее актуальные знания, стремясь сделать из вас крутых специалистов с разнообразным портфолио, готовых к решению боевых задач. Более того, нет ничего лучше, чем живое общение и работа в команде со своими креативными товарищами как в рамках высшего образования, так и при обучении на различных курсах. Такое обучение особенно нужно, когда самообразование даётся со скрипом! Изучение основ рисования и время, безусловно, необходимы, чтобы осознать свои желания и заниматься ими углублённо. Так что учитесь и пробуйте всё, что доступно.

    Насмотренность как обязательный навык для иллюстратора

    Насмотренность — это наш персональный визуальный опыт. Это наша визуальная библиотека, относительно которой мы принимаем решение о том, что круто, а что нет. Прокачивается она в течение нашей жизни всегда, когда мы видим что-то новое. Всё вокруг так или иначе оставляет отпечаток на нашем вкусе.

    Насмотренность важна в любой креативной профессии, а не только для художников. Поэтому помните, что каждый раз, залипая на понравившуюся работу и анализируя её, вы не просто прокрастинируете, а прокачиваете свой вкус! При этом, просматривая различные дизайнерские работы, важно сохранять критическое мышление, иначе можно запутаться, что выглядит действительно круто, а что нет. Рано или поздно насмотренность придёт на помощь — в сознании отзовутся виденные ранее образы и принесут с собой нужное решение.

    Как только в детстве у меня появился первый компьютер, я начала собирать картинки разных авторов и крепко держалась за свою коллекцию. Возможно, уже тогда это чему-то меня научило. Кстати, по сохранёнкам можно легко понять вкус любого человека. Удобная штука!

    Чтобы собрать коллекцию, многие художники и дизайнеры используют Пинтерест. Но лично мне он неудобен, и я использую его нечасто. Мне больше по душе то место, где я чаще обитаю, — Инстаграм. Не так давно там ввели функцию сохранения публикаций — можно сохранять в своём аккаунте чужие публикации и сортировать их в различные подборки.

    Инстаграм — отличная платформа для художников. В ней есть всё: от аккаунтов маленьких магазинов на ваших улицах до профилей именитых анимационных студий. В Инстаграме удобно следить за авторами со всего мира, а им, в свою очередь, удобно общаться со своей аудиторией. Многие художники находят признание и предложения о работе именно благодаря этой соцсети. Лично я отдаю своё предпочтение именно этой платформе как в качестве места для общения и проведения досуга, так и в качестве инструмента для прокачки насмотренности.

    Теперь, когда я осознала, какое направление мне наиболее интересно, я стала более осознанно подбирать каждый «камешек» в свою коллекцию. Рассматривая её, можно заметить, что я в основном собираю картинки в упрощённом стиле, потому что и сама стремлюсь к этому. Обожаю работы, которые максимально просты, смешны и передают суть!

    Что нужно иллюстратору для прокачки насмотренности

    Выберите удобную для вас платформу (Инстаграм, Dribbble, Behance и т. п.), где обитают любимые художники. Следите на ней за тем, как художники ведут свои аккаунты, какой постят контент, какими стилевыми особенностями обладают их работы. Радуйтесь хорошей всплывающей рекламе и сохраняйте её как референс, это может пригодиться в работе. Я, например, часто собираю скриншоты рекламы из сториз в Инстаграме.

    Чтобы действительно развить насмотренность, необходимо глубоко анализировать чужие картинки и понимать, что именно в них цепляет. Возможно, это просто манера художника рисовать какие-то повторяющиеся формы из работы в работу. Но именно эта черта свойственна только ему и делает его работы живыми. Где бы они вам ни встретились, вы всегда сможете определить автора.

    Реши, в чём ты крутан, и фигачь

    Объясню на очень абстрактном примере.
    Вот есть художник Вася, и он очень круто рисует картинки красным мелком на картоне в позе лотоса под звуки губной гармошки. А, допустим, фотореалистичного тигра под пальмой он не нарисует. Такие тигры, считает Вася, моветон, не в его вкусе. Если Васе прилетит такой заказ, он, скорее всего, будет долго мучиться с ним, может быть, даже впадёт в уныние. Но не надо уныния и страданий! Поэтому Васе лучше не брать на себя такого тигра в пальмах. А что же можно сделать? Лучше взять тигра и нарисовать его красным мелком на картоне в позе лотоса и под звуки губной гармошки — всё как Вася любит. Но и о желаниях клиента забывать не стоит! Если возможно найти компромисс между стилевым пожеланием клиента и навыками Васи, то стоит на него пойти. Но если заказчик непреклонно требует фотореалистичного тигра, то тут уж лучше отступить и не брать такой заказ.

    Не нужно распыляться и проходить курсы рисования «фотореалистичных тигров» или чертежей футуристических кораблей в векторе. Хватаясь за всё подряд, можно не преуспеть вообще ни в чём. Лучше достичь продвинутого уровня в «рисовании мелом в любой позе, на любом покрытии» и стать в этом деле уверенным и уникальным. А затем уже можно думать, в чём прокачиваться дальше.

    Художник не должен уметь рисовать «в стиле другого художника» или в куче разных техник — на одной голове лучше не носить сразу десять шляп. Можно, конечно, но категорически не рекомендую. Главное суметь выполнить задачу, адаптировав её под свои навыки так, чтобы результат смотрелся хорошо и уместно.

    Круто, когда заказчики не загоняют в рамки создания иллюстрации в стиле каких-то других художников. Нужно стремиться, чтобы люди приходили за вашими работами в вашем видении. Это я и считаю успехом.

    Как стать иллюстратором с уникальным стилем

    Тема поиска стиля для художников всегда нелегка! Все вопрошают, как же этого добиться, ведь «так много вокруг всего, все такие крутаны со своими узнаваемыми картинками, а как же я?»

    Этим вопросом часто озадачиваются и те, кто ещё только раздумывает, как стать иллюстратором, и те, кто уже уверенно себя чувствует. Так вот: тем, кто только учится, придётся потерпеть, потому что это не «заработает» сразу. А вот тем, кто уже чувствует, что что-то может, но не знает, как «заворачивать» свои работы в узнаваемую красивость, — добро пожаловать к столу вопрошающих.

    Благо в наше время есть много художников, которые делятся мыслями по этому поводу, делают видео и рассказывают о своих любимых авторах с уникальными стилями. Если всё это резюмировать, то можно выделить следующие выводы:

    • Детали, которые повторяются из работы в работу, — это и есть так называемый стиль, т. е. те черты, по которым можно узнать художника.
    • Развитие насмотренности, наличие любимых художников и наблюдение за тем, что они сейчас делают, — обязательны. Так и складывается представление о том, что и как делается у других, какие детали в их рисунках наиболее узнаваемы и привлекательны для вас как для их аудитории.
    • Стиль наработается со временем, в ходе постоянной практики. Лишнее «отклеится», нужное найдётся.
    • Рисовать нужно так, как удобно вам! Если какие-то вещи вы рисуете не задумываясь, легко и быстро, чувствуете, что знаете, как это делать, и, главное, видите успешный результат — это уже говорит о том, что у вас есть какие-то наработки собственного стиля.
    • Хорошая практика — это рисование одного и того же героя или объекта в разнообразных стилистиках и их смешивание. Так находятся интересные решения. Главное не прекращать рисовать!
    • Важно начинать искать стиль только тогда, когда вы уже однозначно осознаёте, что рисуете сносно. Непонимание анатомии и отсутствие скиллов не замаскировать отмазкой, что «это такой стиль!».

    Критика и работа в команде как главная движущая сила

    Я придерживаюсь мнения, что художнику нужен человек, исполняющий роль менеджера, который будет давать конструктивную критику. Кто-то, чьему мнению вы доверяете. Ведь когда вы работаете над проектом долгое время, то оцениваете свою работу лишь с одной точки зрения. Вы легко можете прочесть заложенный вами же смысл. Но нужно понять, как видят «картину» другие, та ли это реакция, которую вы ожидали. Причём желательно, чтобы это был взгляд человека, заинтересованного в проекте и замотивированного хорошенько вас покритиковать.

    Поэтому художникам, работающим в команде, гораздо проще. Ведь команда — это та самая сила, которая сможет пропустить через себя вашу работу и укажет на моменты, которые стоило бы улучшить.

    Если вы иллюстратор-фрилансер, то с этим моментом гораздо сложнее. Ведь взаимодействие зачастую происходит напрямую с заказчиком, и вы выполняете сразу и менеджерскую функцию. Борьба с клиентскими правками ложится на неготовые к критике иллюстраторские плечи. С одной стороны вы, конечно, закаляетесь, с другой — в угоду заказчику начинаете принимать неуместные правки, которые не удалось оспорить. Так желание отстаивать свой авторский подход может пропасть совсем, что довольно удручающе! Подобное, к сожалению, происходит постоянно, и избежать этого можно двумя способами.

    Первый — стать компетентным менеджером своих проектов: грамотно отстаивать своё мнение или уметь работать с правками так, чтобы выполнять проект без потерь для авторского подхода. Второй способ — иметь большую аудиторию и авторский стиль, за которым идут именно к вам. И то и другое довольно сложные задачи, которые требуют от художника умения совмещать навыки разнопрофильных специалистов.

    Радует, что мы живём в век информационных технологий: художник может легко найти профессиональную компанию, присоединиться к ней, набираться опыта и получать конструктивную критику. А имея аккаунты в различных профильных платформах, например на Patreon, можно получить поддержку своей лояльной аудитории.

    Patreon — это платформа, где автора можно поддержать платной подпиской на его аккаунт и получать от него за это ништяки в виде дополнительного контента. К примеру, если автор — художник, это могут быть видео о том, как он создаёт работы, или скетчи с концептами, или любая другая обучающая информация. Если у автора большая фан-база, готовая его поддерживать, то аккаунт на Патреоне станет отличным местом для вложения его времени и труда.

    Иллюстрации — это когда рисуешь «чтобы что-то»

    Иллюстраторское ремесло тесно связано с умением рассказывать истории. По сути, это и есть рассказ, но не устный, а визуальный. Вот почему художник должен хорошо разбираться, какие визуальные ассоциации нужны для поддержки истории и погружения в неё.

    Чтобы развить навык «иллюстрирования слов», нужно прокачивать насмотренность и читать любую литературу, связанную со сценарным мастерством, и о том, как можно использовать его в комиксах и в кино.

    Я, например, регулярно тренирую себя в создании коротких историй. Очень хорошо работает метод, когда задаёшь сама себе начальную и финальную точки повествования, а затем выстраиваешь между ними «смысловой мостик». Либо же знаешь цель истории, её мысль, мораль или результат. Если обозначить эти основные точки, будет гораздо проще придумать «начинку» истории, перипетии и путь к развязке.

    В тему к этому хочу порекомендовать книгу А. Соколова «Монтаж, кино, телевидение, видео». В ней автор даёт полезную теорию для кинорежиссёров, сценаристов и аниматоров. Я уже не раз убедилась, что эта информация дала мне чёткое понимание того, что такое монтажный кадр, как выстраивать в нём композицию, как вообще грамотно подавать историю. Книга адресована в первую очередь тем, кто осваивает видеомонтаж, но и тем, кто размышляет о том, как стать иллюстратором, она будет не менее полезна.

    Как стать иллюстратором в итоге-то

    Как? Рисовать! И показывать свои работы. Например, когда-то я работала с блогерами Ютуба и иллюстрировала их ролики. Многие из этих блогеров рекомендовали меня своим товарищам по цеху. Это был очень любопытный для меня опыт. Именно сарафанное радио является для многих иллюстраторов главным источником заказов и помогает найти проекты, о которых они даже не мечтали.

    Моя встреча с EMAILMATRIX тоже произошла интересным образом. Я хотела изучить веб-дизайн, поэтому пришла в EMAILMATRIX на их дизайнерский курс. Я не была уверена в своих дизайнерских навыках и не рассчитывала, что смогу понравиться компании и что мне предложат работу. Но, видимо, наличие иллюстраторского опыта сыграло свою роль. В итоге на собеседовании все смотрели и хвалили мои иллюстрации, хотя я тогда совершенно на это не рассчитывала!

    Таким образом в EMAILMATRIX я смогла раскрыться как иллюстраторка: практически каждый день я рисую, например, для нашего блога или для группы в Фейсбуке.

    Мне нравится, что здесь я развиваюсь сама и помогаю компании развивать её внутренние проекты. К моим идеям всегда прислушиваются и дают возможность их реализовать. Так, например, коллеги из отдела маркетинга заметили мой стиль и решили привести обложки статей в блоге к единому виду. Теперь я регулярно делаю иллюстрации к нашим статьям и помогаю развивать блог.

    А недавно мы оформляли дайджест для нашей рассылки в формате комиксов. Это тоже была очень крутая практика. Надеюсь, что ещё не раз такое буду делать.

    В процессе подобной работы часто приходится быть самому себе копирайтером, адаптировать текст и смыслы, заложенные в нём, под образ или шутку. Круто, что в этом плане есть определённая доля свободы для творчества и принятия решений. Я очень благодарна моим коллегам за такое доверие! (И за их поддержку моих проектов! Танец «Спасибо-спасибо-спасибо»! Это очень вдохновляет!)
    P. S. Танец «Спасибо»:

    как стать иллюстратором

    Ну всё, пока, удачи! Надеюсь, вам хотя бы немного стало понятнее, как стать иллюстратором, и все, кто хочет, станут ими и будут жить вечно и иногда вспоминать мою средней полезности историю.

    Понравились иллюстрации?
    Закажи дизайн у нас! Нарисуем ещё круче!
    Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфеденциальности
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку