Как перейти на удалённую работу: 6 первых шагов
Я решил перейти на удалённую работу в 2011 году — тогда я стал редактором подкаста «Рунетология» Максима Спиридонова. Наша команда была распределена между Москвой и Севастополем, а сам Максим записывал свои программы во время поездок по России и Европе. За 7 лет работы мы встретились друг с другом всего несколько раз. Потом у меня были и другие дистанционные проекты, а сейчас я работаю копирайтером в EMAILMATRIX.
Ещё год назад статьи об удалённой работе можно было встретить в интернете не чаще одного-двух раз месяц. Теперь же не проходит и дня, чтобы я не наткнулся на новую публикацию. Удалёнка становится мейнстримом. Поэтому я решил обобщить свой опыт и написал небольшую статью с советами о том, как с минимальными проблемами перейти на удалённую работу.
Составьте личный график работы и отдыха
Удалённая работа — это прежде всего дисциплина. Вы сами себе начальник. И в этом есть небольшой подвох. Вы же не будете себя любимого наказывать за, скажем, сорванный срок сдачи проекта. Ну не получилось, ну что теперь. Однако ваши коллеги и клиенты ждут, надеются, да и вообще из-за вас тормозится весь рабочий процесс.
Чтобы избежать подобных коллизий, составьте личный график работы и отдыха, привязав его к работе компании. После составления графика рабочих часов легко будет понять, в какое время вы можете заняться домашними делами, а в какое время должны работать.
Научитесь бороться с прокрастинацией
Прокрастинация неизбежно коснётся любого удалёнщика. Другое дело, научитесь ли вы из неё выбираться, или Фейсбук* окончательно поглотит все ваши добрые начинания.
Для борьбы с прокрастинацией я рекомендую использовать методы социальной инженерии. Вам нужно хакнуть самого себя:
- чтобы вас ничего не отвлекало, закройте себе доступ ко всем крадущим внимание сайтам с помощью расширения для браузера, например StayFocusd;
- наведите порядок на физическом рабочем столе;
- наведите порядок на рабочем столе компьютера и в папке «Загрузки»;
- разбивайте большую и трудную задачу на мелкие задачи.
Научитесь удалённой коммуникации
Какими бы продвинутыми ни были мессенджеры, они не заменят главного в человеческом общении — эмоций. Слова на экране не могут в полной мере передать ваши чувства или мотивы, поэтому иногда вас могут не так понять. Будьте осторожны при попытках шутить, прикалываться, фамильярничать. Юмор может быть воспринят как грубость и спровоцирует обиду. Лучше всего использовать деловой тон.
Однажды я написал статью, в которой рассказал о проблеме КК. Нет, это не про эмодзи «Какашка», хотя это тоже важный аспект. Например, в Arzamas даже есть должность директора департамента стикеров и эмодзи. КК — это культурный код, который у всех разный. И, как говорил Тур Хейердал после плавания на «Кон-Tики»: «Смириться можно со всеми закидонами людей, которые находятся с тобой в ограниченном пространстве в течение длительного времени, за исключением разного культурного багажа». Так что шутите, да не шутимы будете!
И конечно же, с первых минут работы в удалённой команде уточните правила общения в корпоративных мессенджерах. Базовое правило — пишите конкретно и по делу. Случайные и бесцельные уведомления — один из главных триггеров прокрастинации, не давайте ей шанса захватить вашу голову.
Делайте физические упражнения
При дистанционной работе легко прилипнуть к стулу или дивану и забыть о необходимости двигаться в течение дня. Погуглите тему застоя крови у человека, сидящего в позе «зю» у экрана монитора, и вы увидите, к каким болезням вы несётесь с бешеной скоростью: варикоз, геморрой, ожирение, остеохондроз, артроз и прочие.
Две-три пробежки к холодильнику за бутербродом за физические упражнения не считаются. Решение только одно — заставлять себя двигаться, заниматься физическим упражнениями не менее 1 часа в день.
Делайте перерывы во время работы
Один из лучших способов держать под контролем свой рабочий день — использовать методику Pomodoro. Для этого лично я скачал бесплатное приложение Be Focused и не сажусь за работу, не включив таймер. Работаю 45 минут, затем делаю пятиминутный перерыв с обязательным вставанием из-за стола. После 3–4 таких итераций делаю большой перерыв на 30 минут, во время которого занимаюсь физическими упражнениями. Идеальный вариант — прогулка.
Стандартная методика Pomodoro предполагает выделять по 25 минут на работу и 3–5 минут на перерывы.
Продумайте вопрос со сном
Сон — одна из главных привилегий удалёнщика. Конечно, только если вы сумели составить личный график работы и отдыха. В противном случае из-за вашей несобранности и необязательности время на сон заметно сократится. С этим неизбежно сталкиваются все удалёнщики, пока не научатся планировать свой рабочий день.
Если график вашей работы не зависит от графика работы центрального офиса, то настройте себя на пробуждение в периоды вашей высокой продуктивности. Например, для вас это 7 утра. Значит, вам нужно ложиться не позднее 23 часов.
Если из-за разницы во времени ваше рабочее утро начинается в полдень или даже в два часа дня, то и график сна сдвигается. В любом случае я призываю вас не экономить на сне. Это худшая экономия из возможных.
Резюме
Если не задумываться об иллюзорности свободы в контексте нашего бытия, то удалённая работа способна доставить массу положительных эмоций. Для кого-то это, например, прагматичные вещи, вроде того, что не надо по 2–3 часа в день тратить на перемещение своей тушки из одной бетонной коробки в другую. А для кого-то удалённая работа комфортна с точки зрения эмоциональной составляющей.
Примите во внимание эти 6 советов, и они помогут вам перейти из офиса на удалённую работу безболезненно или хотя бы с минимальным количеством ошибок.
* Продукт компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена