Техники продаж в онлайне: апселл, даунселл, кросс-селл, флеш-сейл
Перерыли интернет и не нашли ни одного полноценного гайда по методикам продаж. Решили написать свой. В этой статье мы расскажем, что из себя представляют апселл, даунселл, кросс-селл, флеш-сейл, как их используют в онлайн-торговле и какие есть для этого правила. Поделились советами и идеями, чтобы продавать как можно больше.
Апселл
Апселл — это техника продаж, когда покупателю вместо выбранного им товара предлагают приобрести более дорогой и функциональный товар из той же категории. Цель — увеличить чек покупки.
Здесь действует негласный закон о 25%: цена апселл-товара должна превышать стоимость первоначально выбранного не более чем на 25%. Более высокая цена оттолкнёт покупателя.
Т. е. если первоначально выбранный покупателем товар стоит 10 000 руб., значит, по апселлу ему можно предлагать товары не дороже 12 500 руб.
Технику апселла можно применять в интернет-магазине на этапе выбора товара или оформления заказа. Разберём на примерах, как это может выглядеть.
При выборе товара. Более дорогие товары показывают внизу или сбоку от карточки просматриваемого товара.
На примере Lamodа выбранный товар стоит 9700 руб. По закону о 25% у апселл-товаров дороже 12 125 руб. шансов на продажу гораздо меньше.
Ещё один вариант — предложить товар, больший по объёму/количеству, по меньшей цене в пересчёте за единицу.
«Четыре лапы» предлагают купить вместо 350 г корма за 339 руб. упаковку в 1,5 кг всего за 999 руб. По логике упаковка, бОльшая по весу в 4,3 раза, должна и стоить в 4,3 раза дороже. Вместо этого она стоит всего в 3 раза дороже. Ненавязчивый и выгодный и для вас, и для покупателя апселл.
При оформлении заказа — то есть в момент, когда товар находится в корзине. Рекомендации с более дорогими товарами показывают либо в виде всплывающих окон (пушапов), либо лентой товаров внизу.
Закрепим!
Апселл — это когда вы предлагаете покупателю приобрести более элитные, более качественные или в большем объёме товары вместо тех, что он присмотрел:
- 100 мл духов вместо 50 мл,
- Mackbook Pro вместо Mackbook Air,
- путёвку в 5-звёздочный отель вместо путёвки в 4-звёздочный,
- билет бизнес-класса вместо эконома,
- расширенный курс обучения английскому языку вместо базового,
- 3 кг корма для собак вместо 700 г.
Даунселл
Даунселл — это техника продаж, когда покупателю вместо присмотренного им товара предлагают приобрести другой, более дешёвый, из той же категории. Также взамен товара можно предлагать услуги, которые способствуют более лёгкому принятию решения о покупке.
Такую технику используют, если покупатель не решается на покупку товара из-за его дороговизны. Цель — не дать клиенту уйти с пустыми руками, помочь ему решиться на покупку. Догнать, уговорить — вот на что способна эта техника продаж при правильной настройке.
По сути любое предложение, снижающее порог для принятия решения, — это даунселл.
- Если человеку дорого, предложите рассрочку.
- Если ему всё равно дорого, покажите товар подешевле.
- Если клиент не готов покупать сейчас, предложите бесплатную подписку.
Товар, который предлагают взамен выбранного, может быть:
- менее функциональным;
- от менее известного бренда;
- в меньшем объёме или количестве.
Показывая более бюджетные варианты, вы завоёвываете доверие клиента. Он понимает, что вы действительно хотите ему помочь. И даже если в первый раз он купит что-то недорогое, во второй раз он будет уже более лоялен и процесс принятия решения не затянется. Вернуть клиента после совершённой сделки проще, чем догонять так и не решившегося на покупку.
При выборе товара. Так же, как и при апселле, даунселл-товары обычно показывают в карточке товара — снизу или сбоку.
При оформлении заказа. Что интересно, Lamoda использует даунселл в корзине.
Казалось бы, зачем, ведь покупатель уже положил товар в корзину и намерен его купить, зачем предлагать более дешёвые товары? Однако если пользователь не решается на покупку и товар долго лежит в корзине, то даунселл как раз может выручить.
То же самое можно делать и в письмах о брошенной корзине: помимо выбранных товаров, показывайте подборку даунселл-товаров.
Ещё один вариант использования даунселла в емейл-рассылках — делать сравнения товаров. Например, вы заметили, что пользователь много раз просматривал один и тот же товар или даже положил его в корзину, но купить не решается. Предположим, это смартфон марки Samsung. Сделайте в письме его сравнение с более дешёвым смартфоном, например от Xiaomi. Покажите, что у второго цена ниже, а, допустим, характеристики ничуть не хуже или лишь немного хуже. Предложите сэкономить и при этом получить качественный товар.
Закрепим!
Даунселл — это когда вы стимулируете клиента решиться на покупку в принципе, пусть даже и более дешёвого товара:
- 50 мл духов вместо 100 мл,
- Macbook Air вместо Macbook Pro,
- путёвка в 4-звёздочный отель вместо 5-звёздочного,
- билет эконом-класса вместо бизнеса,
- базовый курс обучения английскому языку вместо расширенного,
- 700 г корма для собак вместо 3 кг.
Кросс-селл
Кросс-селл, или перекрёстные продажи — техника, когда покупателю предлагают приобрести сопутствующие, дополняющие товары или услуги к его основной покупке. Цель — увеличить чек покупки. Кросс-селл идеально подойдёт, чтобы проявить заботу о покупателе.
Проследите, чтобы предлагаемые сопутствующие товары действительно подходили к товару покупателя и были ему полезны.
Выберите привлекательное название для блока с ними. Чаще всего в интернет-магазинах можно увидеть следующие заголовки:
- «Вам может пригодиться»,
- «С этим товаром часто покупают»,
- «Вам также может понравиться»,
- «Хорошо смотрится вместе с…»,
- «Подобрано стилистом специально для тебя».
Но креатив всегда приветствуется, так что фантазируйте!
При выборе товара. Блок с кросс-селл-товарами чаще всего также размещают внизу или сбоку от карточки выбранного товара.
При оформлении заказа. Перекрёстные продажи можно использовать и в пуш-уведомлениях.
«М.Видео» показывает кросс-селл-товары в пуше после того, как пользователь нажал на кнопку «Добавить в корзину»:
То же самое пользователь видит и в самой корзине:
ASOS собирает со стилистом целый образ и предлагает покупателю при просмотре карточки товара остальные позиции из образа по кросс-селлу. Это очень полезное решение для клиентов — сразу видно, с чем товар сочетается, и не нужно ничего искать дополнительно. А для ASOS это выгодная допродажа.
Если пользователь забыл товары в корзине, то в письме с напоминанием о них также можно показать сопутствующие товары:
Старайтесь предлагать кросс-селл-товары до того, как пользователь оформит заказ. Тогда подборка придётся кстати — пользователь сможет купить сразу всё, что ему нужно, ни о чём не забудет. До оформления заказа у этих товаров шансов на покупку будет гораздо больше, чем если вы предложите их постфактум отдельно, например в письме. Ведь когда пользователь уже совершил главную покупку, про остальные мелочи он уже может и забыть или будет откладывать их оплату до последнего.
Однако в транзакционных письмах кросс-селл всё же имеет право на существование. Например, в письме поблагодарите пользователя за покупку, сообщите, когда доставите товар, и предложите посмотреть, что часто покупают вместе с ним.
Закрепим!
Кросс-селл — это когда вы предлагаете сопутствующие товары или услуги в дополнение к основной покупке:
- вишнёвый пирожок к кофе,
- влажные салфетки к ведру крылышек,
- постельное бельё к новой кровати,
- картридж к принтеру,
- москитную сетку к окнам,
- чехол к телефону,
- услугу сборки к кухонному гарнитуру.
«Комбо-наборы»
Чтобы обыграть покупку по всем фронтам, маркетологи часто делают своеобразные комбо-наборы из техник продаж — показывают одновременно товары по апселлу, даунселлу и кросс-селлу. Чаще всего на сайтах встречаются именно такие комбо-наборы, а не подборки с «чистым» апселлом, даунселлом или кросс-селлом.
Техники продаж можно комбинировать и пускать в ход на любом этапе покупки.
Флеш-сейл
Флеш-сейл — это не совсем техника продаж, а просто краткосрочная акция или скидка на определённый товар или группу товаров, часто называемая сделкой дня. Цель — быстро продать как можно больше товара и получить «быструю» прибыль.
Для флеш-сейла в онлайне компании обычно:
- Формируют пул товаров, которые участвуют в акции.
- Ставят для них новые, более низкие цены.
- Создают с ними страницу на сайте или оформляют отдельным блоком на главной странице, если товаров немного.
- Добавляют яркий баннер на главной странице с информацией об акции, обозначают на нём величину скидки и длительность акции, часто с помощью таймера.
- Рассказывают об акции и привлекают покупателей через разные каналы: соцсети, контекстную рекламу, емейл-маркетинг, СМС. В таких промосообщениях также делают акцент на больших скидках и на ограниченности во времени.
Срочность и высокая скидка мотивируют покупателей приобрести товар как можно быстрее и снижают порог для принятия решения.
Что нужно учесть
Опыт взаимодействия с подписчиками. Чтобы установить оптимальную длительность акции, учитывайте среднюю скорость реакции подписчиков на ваши письма. Например, посмотрите, сколько ваших подписчиков на емейл-канал открывают письма в день отправки или на следующие сутки, через день. Если с каждым днём всё меньше подписчиков открывают ваши письма, то устанавливайте более короткий срок акции — 1–2 дня. Если подписчики активно открывают письма и на второй, и на третий день, увеличьте длительность акции — 2–4 дня.
Продумывая длительность акции, учитывайте цены товаров. Чем дороже товар, тем сложнее принять решение о его покупке и тем дольше должна длиться акция. На покупку обуви за 1,5 тыс. руб. легко решиться, а вот на покупку смартфона за 20 тыс. руб. — уже гораздо сложнее.
Нагрузка на службу поддержки. Подготовьте ваш кол-центр. Если распродажа пройдёт успешно, то заказов и всевозможных вопросов будет гораздо больше, чем обычно. Проследите, чтобы у вас хватало для этого сотрудников и чтобы они могли справиться с предстоящей нагрузкой.
Статистика покупок. При выборе времени для проведения флеш-сейла, посмотрите, когда ваши покупатели посещают сайт и изучают товары, в какие дни они делают заказы, на какое время суток приходится пик их активности. От этого и отталкивайтесь: для кого-то оптимальной продолжительностью флеш-сейла будет пара дней, а для кого-то — всего несколько часов в самый «горячий» день недели.
Часовые пояса. Если распродажа распространяется на города с разными часовыми поясами, то письма с анонсами стоит персонализировать по этому параметру. Тогда вам точно удастся избежать того, что подписчики получат письмо с анонсом, когда акция уже закончится.
Также благодаря этому вы сможете присылать письма именно в то время, когда подписчики лучше всего открывают ваши письма, например утром. Подробнее о том, как определить лучшее время для рассылок, мы рассказывали в этой статье.
То же самое с таргетированной, контекстной и СМС-рекламой: учитывайте при её настройке и отправке сообщений фактор часовых поясов.
Состоявшиеся покупатели. Создайте в вашей платформе рассылок сегмент для подписчиков, уже совершивших покупку после первых анонсов, и не доставайте их последующими письмами с напоминаниями о той же акции. Всё, что хотят, пользователи купят сразу, а последующие напоминания будут только раздражать своей нерелевантностью и назойливостью.
То же самое с таргетированной, контекстной и СМС-рекламой.
Не обманывайте покупателей. Чтобы продать как можно больше и как можно быстрее, многие компании часто врут: пишут, что старые цены были гораздо выше, чем на самом деле, или не сбрасывают таймер обратного отсчёта. Т. е. говорят, что акция закончится через n часов, но если вы зайдёте на сайт на следующий день, то увидите тот же таймер, сообщающий, что акция ещё продолжается.
Такие «чёрные» методы подрывают доверие клиентов к бренду, отбивают желание что-то покупать у них, вызывают негатив. Будьте честны с собой и с покупателями!
Закрепим!
Флешсейл — это когда нет времени думать, надо брать:
- вы предлагаете купить телефон сегодня со скидкой 90%,
- да и вообще что угодно с огромной скидкой и в ограниченное время!
Когда всё это будет работать
Все эти техники сработают как надо, только если ваш сайт будет помогать пользователю сделать покупку и никак не препятствовать этому.
На сайте покупке способствуют:
- отзывы,
- удобная навигация,
- скорость загрузки страницы,
- простые формы регистрации и оформления покупки,
- достоверная, подробная и актуальная информация о товаре,
- подробная информация о доставке и получении товара,
- быстрая обратная связь и её разнообразие (чат-бот, телефон, мессенджер),
- фирменный стиль и цветовая оболочка сайта,
- расположения кнопок.
Всё это называется «юзабилити» и способствует тому, что покупатель выберет именно вас. Юзабилити можно сравнить с пресейлом в офлайне — когда продавец вам презентует товар и рассказывает вам всю интересующую информацию о нём. Как в офлайне, так и в онлайне от продавца и его презентации зависит очень многое, поэтому не упустите этот фактор из виду.
Несколько примеров из мира интернет-магазинов:
Научитесь жонглировать описанными техниками, делайте сайт настолько удобным, чтобы самим не хотелось уйти без покупки, и всегда думайте о покупателе! Тогда и покупатели в «час нужды» вспомнят о вас 😉
Впервые опубликовано в блоге GeekBrains.