Создаём контент-план для соцсетей: понятный гайд и бесплатный шаблон
«Зачем продумывать контент для соцсетей заранее и заполнять какие-то таблички? Я креативный человек с прекрасным воображением и чувством юмора. Сейчас возьму и выдам миллион постов. Планирование для слабаков, и вообще я дитя хаоса!» — вот первые мысли, которые приходят в голову новичкам в SMM.
Но продолжается это недолго. Идеи кончаются, дедлайны горят, а бессонные ночи в попытках родить интересные посты действуют отрезвляюще.
Чтобы сохранить ментальное здоровье и драгоценное время, а также сделать публичные страницы в соцсетях интересными для целевой аудитории, важно действовать по контент-плану.
Что такое контент-план для соцсетей и зачем он нужен
Контент-план для соцсетей — это подробный график публикаций, основанный на контентной стратегии бренда, компании или блога. Грамотный план поможет систематизировать работу с контентом и выдавать посты с завидным постоянством.
Вы увидите, какие темы актуальны для аудитории, какие уже протухли, а какие можно переупаковать. А ещё не забудете поздравить подписчиков с праздником, не переборщите с рекламой и не будете плакать, высасывая тему из пальца каждый день.
Планируем контент за 9 шагов
Вначале определите, для кого, что и зачем будете публиковать, иначе мечты об активной странице обернутся этим:
Если не хочется ничего исследовать и проводить подготовительные работы, читайте, как побороть лень и прокрастинацию, а затем возвращайтесь к началу. Контентная стратегия — важный этап, без которого магия не произойдёт.
Обозначьте бизнес-задачи, которые будете решать с помощью соцсетей, изучите слабые и сильные стороны конкурентов, тренды и целевую аудиторию: её боли, интересы, потребности, поисковые запросы. В этом нелёгком деле помогут статистические исследования ниши, а также сервисы: SimilarWeb, WordStat, AnswerThePublic, TargetHunter, «Церебро Таргет», Popsters, LiveDune и другие. Составьте на основе полученных данных список базовых тем и рубрикатор, а уже после этих манипуляций тяните руки к плану.
Вот 9 шагов, которые помогут создать контент-план и ничего не забыть.
Шаг 1: выбираем дату и время публикации
Чтобы публикация не потерялась в потоке информации и дошла до адресата, важно правильно выбрать дату и время. Отталкивайтесь от портрета аудитории: изучите поведение пользователей и проанализируйте их режим дня. Можете сделать это с помощью фокус-групп и опросов или подсмотреть результаты исследований авторитетных источников по тематике. Учитывайте пики активности, особенности площадок, инфоповоды и внешние факторы.
Шаг 2: сверяемся с целями
У всех публикаций должна быть понятная, релевантная и измеримая цель. Контент только ради контента — путь в никуда.
Неважно, что вы публикуете: свежий кейс, интервью с маркетологом всея Руси, видео с котиком или очаровательную попу в стрингах — если публикация не помогает решить конкретную бизнес-задачу, смело выкидывайте её из плана.
Вот примеры целей, которым должны отвечать публикации:
- — повысить вовлечённость и активность пользователей;
- — увеличить охваты;
- — пополнить базы подписчиков;
- — собрать обратную связь;
- — увеличить объём трафика, базу рассылки, количество лидов или клиентов.
Шаг 3: подбираем плейсмент
Одними постиками в ленте контент-маркетинг в соцсетях не исчерпывается. Тестируйте разные плейсменты (места для размещения публикаций): сториз, Reels, IG TV, таргетированные рассылки, прямые эфиры и другие. Проверяйте гипотезы и связки.
Например, пригласить аудиторию на классный вебинар можно в ленте новостей…
…а напомнить о нём уже в сториз. Это увеличит количество участников.
Уделяйте внимание тем площадкам, где концентрируется целевая аудитория. Анализируйте, какие будут приоритетными: «ВКонтакте», Instagram*, Facebook*, TikTok, «Одноклассники», мессенджеры или другие.
Ведь если склад переполнен симпл-димплами, стоит обратить внимание на TikTok. А может быть, вы продаёте семена помидоров или пояса из собачьей шерсти? Тогда определённо стоит смахнуть пыль с «Одноклассников» и протестировать контентные гипотезы там.
Шаг 4: определяемся с типом контента
Времена «золотой формулы контента» канули в Лету. Гарантировать, что 5% рекламного, 25% обучающего, 30% пользовательского и 40% вовлекающего контента принесут сказочные охваты, нельзя.
Учитывайте задачи бизнеса, текущее состояние аккаунтов, специфику ниши, сезонность продаж. Это нормально, если в разные периоды будет перевес в сторону того или иного типа контента. Просто соблюдайте баланс, живите в гармонии и не расстреливайте подписчиков рекламой как из пулемёта. Иначе убегут.
Можно делить контент на типы после подбора площадок, а можно сделать это позже, когда создадите рубрикатор. Оба варианта рабочие. Выбирайте, какой удобнее для вас.
Шаг 5: подключаем рубрикатор и выбираем темы
Рубрикатор — фундамент контент-плана. Закройте потребности, минимизируйте страхи целевой аудитории, уделите внимание интересам и поиграйте с темами, описанными в стратегии. Разделите это богатство на понятные рубрики по бизнес-задачам и добавьте в план. Это упростит восприятие контента и навигацию по странице.
Берите пример с EMAILMATRIX. На страницах компании в соцсетях найдёте экспертный контент: кейсы, статьи, инфографики, лайфхаки:
…вакансии:
…креативную рекламу:
…новости и забавные будни команды:
…и многое другое.
Шаг 6: прописываем форматы, идеи для текста и визуала
Появились классные идеи на основе выбранных тем — записывайте. Когда будете составлять ТЗ для дизайнера, копирайтера и других ребят или создавать контент самостоятельно, эти записи сильно помогут вам и сэкономят время. Не придётся в спешке шерстить интернет в поисках нужного референса, вспоминать тренды или ломать голову над концепцией.
Если есть готовый текст и ссылки на визуал — прекрасно. Добавляйте, чтобы не потерять.
Шаг 7: назначаем ответственных
Отметьте в плане коллег, вовлечённых в создание контента, и пропишите дедлайны заранее. Так вы сможете контролировать процесс и не сядете в лужу, если дизайнерка Лариса внезапно окажется не в ресурсе.
Шаг 8: учитываем критерии эффективности
Продумайте, по каким критериям вы будете оценивать эффективность той или иной публикации. Выбирайте метрики, которые можно выразить в цифрах.
Необязательно делать двойную работу и добавлять этот пункт в контент-план, если вы собираете статистику и оцениваете результат в другом месте. Однако так будет проще увидеть слабые места и быстро скорректировать стратегию, если что-то пошло не так.
Шаг 9: проверяем
Пробегитесь по плану. Ничего не забыли? Тогда пора создавать шедевральный контент.
Пример контент-плана для соцсетей
Я планирую контент в таблицах. Можете, как я, использовать бесплатный инструмент Google Sheets, а можете выбрать другие сервисы, которые запали вам в душу. Суть не изменится.
Мой план состоит из 11 столбцов, куда я записываю дату и время публикации, цели, площадки и плейсменты, типы, рубрики, темы и идеи контента, а также ответственных исполнителей и комментарии для них. Дополнительно прописываю KPI: когда всё в одном месте, мне удобнее отслеживать эффективность.
Обычно составляю контент-план на месяц, но несколько раз в неделю проверяю его актуальность, корректирую, включаю ситуативные публикации.
Иногда добавляю разделы в таблицу: например, отмечаю зелёным контент для запуска в рекламу и делаю заметки по бюджету. Так что, если хотите перекрасить таблицу или добавить столбцы, дерзайте: у нас свободная страна. Главное, не переборщите, иначе планировать будете дольше, чем изобретать контент.
Планирование — вакцина от кризиса идей
Если не хотите столкнуться с дефицитом идей и погрузиться в прокрастинацию, планируйте контент в соцсетях заранее и с умом. Конечно, когда проработаете с одним проектом несколько лет, в какой-то момент покажется, что уже писали обо всём. Но и тогда контент-план придёт на помощь: сможете посмотреть на темы под другим углом, разделить на части и подать материал в новом формате.
Я создала шаблон-таблицу с нужными параметрами, чтобы вам было легче приступить к планированию. Скачайте, чтобы не тратить драгоценное время и не разрабатывать самостоятельно.
* Продукты компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена