Нестандартные онлайн-курсы: наш опыт «лёгкого» обучения
Тренд на саморазвитие сохраняется: 46% россиян испытывают постоянную потребность в новых знаниях, их траты на онлайн-обучение за год увеличились в полтора раза. Вместе со спросом растёт и предложение. Конкурируя, образовательные площадки улучшают не только содержание курсов, но и форму — делают их более простыми для восприятия и легкоусвояемыми, как утренняя гранола.
У эдьютейнмента есть свои ограничения и подводные камни — мы говорили о них с бизнес-тренером Марией Жиган. Но на рынке хватает достойных примеров нестандартных форматов обучения. Сотрудники EMAILMATRIX рассказали о самых запомнившихся, а «Нетология» поделилась своим подходом к разработке курсов.
«Визуальные презентации»
Дизайнерку-иллюстраторку Фай (авторку цикла о креативных рассылках) впечатлил бесплатный курс Максима Ильяхова для «Яндекс.Практикума». Легко, с юмором и отличным визуалом — всё как делает она сама. Курс не делится каким-то тайным знанием, но подводит к простым идеям, о которых «ученик» раньше почему-то не задумывался.
Сколько потратила: 0 рублей, 10 часов.
Чему научилась: делать понятные презентации.
Что поняла: всегда думайте о тех, кто вас смотрит и в каком мире они живут.
Впервые ощутила радость на душе от пройденного курса. У меня большой опыт в диджитале, но я нашла для себя истины на поверхности и рассказываю о крутости курса всем вокруг. Потому что он подойдёт… вообще всем!
Курс в игровой форме учит говорить и показывать суть простым языком, но главное — открывает глаза на важность контекста и адаптации под аудиторию.Формат повествования поразил сердце. Курс разделён на модули и уроки, внутри которых не только теория, но и чат, уморительные квизы для проверки знаний — прямо сразу на месте. Все они очень талантливо написаны в разговорном стиле, предвосхищая вопросы и реакции. Это создаёт впечатление лёгкости: учишься и понимаешь играючи.
Знания из курса помогут не только при создании презентаций, но и в любой ситуации, когда необходимо донести мысль и в чём-то убедить аудиторию. Сценарий к ролику написать, заметку, пост — что угодно!
А ещё в курсе есть красивые иллюстрации (некоторые вы уже увидели) и раздатки в виде полезных шпаргалок и шаблонов.
В общем, горячо рекомендую. Курс должны пройти как можно больше людей. Может, тогда все станут вдумчивее, а мир — чуточку яснее.
Фай
дизайнерка-иллюстраторка EMAILMATRIX
«14 дней творческих экспериментов»
Эсэмэмщик Полина прокачала творческую жилку на курсе, который составили художница, писательница, режиссёр и психолог. Самое примечательное: всё обучение идёт в мессенджере, а один из главных инструментов — голосовые сообщения, которые многие так сильно ненавидят.
Сколько потратила: 20 часов за 14 дней, 5500 рублей.
Чему научилась: разрешать себе творить больше.
Что поняла: чтобы было качество, нужно обеспечить количество.
Этот курс — спецоперация по спасению творчества. Авторы придумали целую историю длиной в две недели, чтобы показать, что креативный ресурс тоже нуждается в заботе и внимании.
Место действия — Telegram. У меня был тариф «Чат-бот + чат». Робот даёт послушать подкасты и почитать задания. Они меняются каждый день, при этом очень разные по формату и объёму, но всякий раз дают пищу для размышлений и помогают многое о себе понять — это и есть результат выполнения задания. Правильным и универсальным он не бывает — у каждого свой.
Хоть никто и не оценивает результаты, можно делиться ими в чате, получая поддержку от других участников и организаторов. А ещё каждый вечер нам предлагали материалы для насмотренности — от истории жизни какого-нибудь художника до трансляции читки пьесы.
Мне понравилось учиться в мессенджере. Материалы, задания и их обсуждение всегда под рукой. Самая крутая фишка — возможность по ходу обучения слушать мысли других участников. Например, небольшое эссе на тему творчества, мнение о картине, описание ощущений от кадра из фильма. Ты просто записываешь своё голосовое сообщение и получаешь другое в ответ — рандомно. Это необязательно, но я советую обмениваться как можно чаще. А ещё такой формат помог мне полюбить аудиокниги и подкасты.Важно! Это не специфическая обучалка для людей тех профессий, которые принято считать творческими. Курс учит тому, что творчество есть в любом виде деятельности. Его нельзя ограничивать или загонять в рамки, а его результаты не обязаны нравиться всем.
Эту мысль авторы курса здорово подтверждают отсутствием оценок и теми самыми голосовухами с мнениями участников. Не было ни одного похожего на то, что говорила я, но каждое было прекрасно, отличалось индивидуальностью и наводило на новые мысли.
Для занятий в таком свободном формате потребуется самодисциплина. Благо результат каждого дня настолько впечатляет, что мотивация находится сама собой. И вот эта мотивация — творить: придумывать и делать — и есть главное приобретение. За 14 дней прорабатываются и снимаются любые самооправдания для прокрастинации. Рекомендую.
Полина Монкина
эсэмэмщик EMAILMATRIX
Мнение платформы
Руководитель команды методической инфраструктуры «Нетологии» Валентина Пахомова выступает за баланс при подборе форматов обучения. Силу их чередования она видит в способности удерживать внимание человека.
Я не сторонник лекционных форматов. Сейчас в свободном доступе столько контента, что человек найдёт всю необходимую информацию сам, если умеет гуглить. Да, в курсах есть ценность грамотного структурирования информации — но есть и люди, которые могут это делать самостоятельно. Но остаётся потребность в обратной связи, в отработке навыков на практике, групповом взаимодействии и обмене опытом с другими студентами, в развитии софт-скилов.
Поэтому я за то, чтобы в курсе было меньше «говорящей головы» и больше динамики, практики. Невозможно проходить курс, который состоит только из видеолекций или конспектов: монотонность и однообразность запускают скуку. Смена форматов помогает удержать студента, увеличить его вовлечённость.Нужны форматы, которые помогут менять мышление человека и научат его применять полученные знания в самых разных ситуациях. Полностью превращать обучение взрослых в игру, на мой взгляд, далеко не всегда эффективно. Но можно использовать элементы геймификации, добавлять соревновательный момент — это влияет на мотивацию.
Мы используем формат кросс-групповой практики, помогая студентам прокачивать «мягкие» навыки. Например, на курсе «Коммерческий редактор» ученики работают со студентами курса по пиару. Последние выступают заказчиками, а студенты-редакторы — исполнителями, пишут тексты для задачи заказчика.
Так учащиеся прокачивают навыки постановки задач, берут на себя ответственность и планируют выполнение, получают опыт брифинга, коммуникаций «заказчик — исполнитель». То есть мы практически полностью имитируем рабочий процесс. Это особенно ценно, если студент пришёл из другой сферы.
Ещё мы используем квизы. Во-первых, чтобы скучную, но важную теорию давать с элементами сторителлинга: это повышает вероятность того, что студент изучит материал до конца. Во-вторых, для организации практики — когда студентам критически важно довести какие-либо навыки до автоматизма.
Также квиз может быть построен на базе кейса, чтобы погрузить студентов в решение реальных рабочих задач с помощью всё того же сторителлинга. Например, мы упаковали в формат квиза историю о первом рабочем дне интернет-маркетолога: в нём базовые задачки, с которыми сталкивается новичок. В каждой есть варианты действий, после выбора появляется подсказка: правильный ли ответ, а если нет, то почему.
Валентина Пахомова
руководитель команды методической инфраструктуры «Нетологии»
В каких форматах хотели бы учиться вы? Приходите обсуждать в наш Телеграм-канал.