Методики мозгового штурма для маркетолога

Компании должны постоянно удивлять клиентов и выдавать оригинальные идеи одну за другой. Чтобы вдохновение не кончалось, его нужно стимулировать.

В этой статье я познакомлю вас с тремя методиками мозгового штурма, которые не раз выручали меня и подталкивали к новым решениям. Я применяю их при работе над крупными спецпроектами.

Впервые метод мозгового штурма был описан в 1941 году Алексом Осборном и использовался ещё дедушками рекламного бизнеса. Сейчас существует множество различных техник, но все они направлены на одно — создание большого количества идей и дальнейшее их преобразование. Главное правило штурма — не критикуй. Чтобы даже самые скромные участники делились идеями, важно создать безопасную творческую атмосферу.

Методика Киплинга

Время: 15–45 минут
Кому подойдёт: тем, кто работает в одиночестве
Преимущества: простой способ, который позволяет прописать характеристики будущего проекта
Недостатки: трудно детализировать крупные многоплановые проекты

Эту методику также называют «методикой волшебных вопросов»: что? где? когда? как? зачем? кто? Эти вопросы известный писатель Р. Киплинг считал своими «верными слугами», потому что они помогали ему лучше понять суть задачи. Задавать их можно в любом порядке. Например:

Что мы пишем? Статью.
Зачем? В образовательных целях.
Где она будет размещена? В блоге EMAILMATRIX.
Кто читает блог? Маркетологи компаний.
Когда нужно выпустить статью? В сентябре.
Как она может пригодиться маркетологам в это время? Например, в поиске идей для новогодней кампании.

Как только мы ответили на «волшебные вопросы» Киплинга, картинка начала проявляться. Мы уловили идею статьи, но брейнсторминг на этом не заканчивается. Мы можем продолжить задавать себе другие вопросы, которые помогут развить идею и ещё лучше понять, какой должна быть статья:

Что полезно маркетологам? Работающие методики брейнсторминга.
Зачем им методики? Чтобы применить их на практике.
Как мы о них расскажем? На своём примере.
Сколько методик мы знаем? Около 20.
Скольких будет достаточно, чтобы статью дочитали? Трёх.

Каждый ответ наталкивает на новый вопрос. Чем больше вопросов, тем лучше: можно понять суть задачи и придумать эффективное решение.

Этот снежный ком из вопросов можно накручивать ещё очень долго. Начиная с тех, которые лежат на поверхности, мы переходим к тому, о чём сперва могли и не задумываться. Из полученных ответов складывается концепция оригинальной идеи.

Обратный мозговой штурм

Время: 10–30 минут
Кому подойдёт: тем, кто хочет понять, как делать не надо
Преимущества: выявляет ошибки
Недостатки: не даёт полного понимания, для кого мы создаём продукт

Суть техники состоит в том, чтобы сначала нагенерировать провальные идеи, а потом придумать, как их исправить. «Провальные» значит, что они не просто не приведут к нужному результату, но ещё и усугубят ситуацию. Например, продажи упадут или клиент откажется с вами работать.

Негативное мышление показывает, как делать точно не нужно. Оно подталкивает к хорошим решениям после отработки плохих.

Возвращаемся к нашей задаче: написать информативную статью про брейнсторминг для блога. Сначала мы будем думать над провальными идеями.

  • Таких статей много, давайте просто возьмём что-нибудь из интернета!
  • Может, просто перечислим методики без пояснения?
  • Я придумал. Опишем методики сложным научным языком, чтобы показать свою экспертность!

Делать мы этого, конечно же, не будем, но поймём, чего ждут наши читатели:

  • уникального контента;
  • описания каждой методики;
  • простого текста без воды.

Смело проявляйте всю свою фантазию! Чем дальше зайдут ваши негативные идеи, тем интереснее будут решения. Представьте, что вы шпион конкурирующего агентства и ваша задача — подсказать худшие варианты.

Ролевой мозговой штурм

Время: 30–45 минут
Кому подойдёт: тем, кто хочет лучше понять свою целевую аудиторию
Преимущества: интерактивность, элемент игры
Недостатки: могут возникнуть сложности с поиском реквизита; не все готовы выйти из зоны комфорта

Чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник. Чтобы найти хорошую идею, нужно думать как те люди, для которых она готовится. Начните с анализа вашей целевой аудитории: пол, возраст, увлечения и т. д. Когда у вас на руках будет несколько портретов идеального пользователя, разыграйте сценку, да-да, как в школе.

Каждый участник представляет одного из представителей вашей ЦА. Его задача — вжиться в роль и посмотреть на свой продукт со стороны пользователя. Используйте реквизит, который в этом поможет: аксессуары, одежду или даже грим. Необычные условия, выход из зоны комфорта поспособствуют рождению действительно новых, нетривиальных идей.

Прежде чем начать писать эту статью, я представил себе нескольких читателей, которым она будет полезна.
Образы персонажей выдуманы и несколько утрированы. Если в одном из них вы хоть немного узнаете себя — значит, мои старания были не напрасны.

Персонаж 1

Познакомьтесь, это Артём. Он менеджер крупной компании, которая настолько серьёзна, что мы не можем раскрыть в статье её название. У Артёма есть целая команда, специализирующаяся на поиске идей для улучшения их продукта.

Артём будет рад увидеть в статье:

  • примеры того, как можно применять методики;
  • преимущества и недостатки каждой;
  • конкретные рекомендации по проведению брейнсторминга.

Команда Артёма — серьёзные ребята, они не хотят разыгрывать спектакли, поэтому ролевой мозговой штурм не для них. А вот идея с обратным мозговым штурмом им понравится.

Персонаж 2

Анастейша руководит отделом дизайна в модной диджитал-компании и практиковалась у самого Артемия Лебедева. Она любит всё необычное и не ищет лёгких путей.

Что мы можем предложить Анастейше:

  • нестандартный формат статьи о мозговом штурме;
  • методику, в которой можно проявить творческую натуру.

Анастейша, скорее всего, выберет ролевой мозговой штурм, чтобы понять вкусы аудитории на собственном опыте.

Персонаж 3

Валерий Константинович месяц назад открыл ООО «Вареники от Валерика» и думает над тем, каким изысканным блюдом удивить своих первых посетителей. Он не располагает большими человеческими ресурсами и привык всё делать сам. Поэтому, закрывшись в своём кабинете в одиночестве, он открывает свой старенький ноутбук и ищет методики мозгового штурма в блоге EMAILMATRIX.

Что поможет Валерию Константиновичу:

  • методика мозгового штурма для одного участника;
  • простой способ найти идею, в котором не потребуется ничего, кроме блокнота и ручки.

Эти методики легко комбинировать. Например, можно начать с методики Киплинга, чтобы прояснить основные вопросы. Далее переходим к обратному мозговому штурму и находим наиболее эффективное решение. Завершаем всё ролевым мозговым штурмом, чтобы лучше понять предпочтения целевой аудитории, найти необычные решения и немного развлечься.

Любые компании могут использовать мозговой штурм. Создайте такие условия, которые позволят всем проявить себя, и вы наверняка получите неожиданное и творческое решение поставленной задачи. Главное — не забудьте записать все идеи. Вот небольшой чек-лист, который позволит лучше организовать мозговой штурм:

1. Готовьтесь заранее

Объясните участникам суть мероприятия, определитесь с местом и временем его проведения. Каждый должен понимать контекст задачи и то, для чего он это делает.

2. Пригласите больше людей

Вы ведь помните, что две головы лучше одной? Каждый человек, обладая своим уникальным опытом, способен увидеть проблему по-своему, а значит, предложить оригинальную новую идею. Больше участников в группе — больше идей. Наша практика показывает, что мозговой штурм работает эффективнее в команде от 6 до 10 человек.

3. Привлекайте новых участников

Если чувствуете, что обсуждение угасает, скорее поддержите его пламя — позовите на помощь несколько свежих голов.

4. Записывайте абсолютно всё

Это поможет зафиксировать и не оставить без внимания ни одной идеи, а также сделает мысли наглядными.

5. Визуализируйте идеи

Предложите участникам иллюстрировать свои мысли, потому что большую часть информации из окружающего мира человек воспринимает визуально. Используйте плакаты, доски, флеш-панели — всё, что поможет увидеть, а главное — разглядеть новую идею.

6. Модерируйте процесс

Задача ведущего — дать возможность высказаться всем участникам и не допустить возникновения конфликтов, которые могут серьёзно помешать творческому процессу. Сглаживайте острые углы, поддерживайте дружелюбную атмосферу.
Поощряйте активность со стороны новичков, помогайте им чувствовать себя уверенными и значимыми в процессе обсуждения.

7. Модифицируйте идеи

Соединяйте, группируйте разные концепции — так вы получите оригинальные идеи. Цель мозгового штурма — получение нестандартных, креативных решений, поэтому стимулируйте участников высказывать свои самые безумные идеи.

8. Не отвлекайтесь

Важно, чтобы во время обсуждения участники были полностью вовлечены в процесс, поэтому попросите их отключить телефоны, отвлечься от внешних проблем и сконцентрироваться на генерации новых идей.

9. Отсортируйте идеи

Брейнсторминг не заканчивается сбором идей. Его основная задача — выделить наиболее ценные и сформировать из них единую концепцию, которая будет использована в проекте.

Удачи и интересных вам идей. А если нужна помощь — обращайтесь. Мы всё придумаем за вас.

Увеличим продажи
С помощью яркого спецпроекта
Поделиться статьёй
Подписаться на рассылку