Содержание

    Идеи для копирайтера: как и где искать вдохновение

    Где черпать идеи, чтобы рассказать о разных продуктах? Времени подумать обычно в обрез: нужно по-быстрому выбрать концепцию, написать текст и приниматься за следующую задачу. При этом все заказчики хотят, чтобы было нешаблонно, креативно и продающе. Так что поиск идеи для копирайтера — занятие не из простых.

    Главное оружие копирайтера — его голова. Это большой архив того, что он когда-то увидел, услышал, узнал, прочитал. Супер, когда получается быстро откопать в своей голове подходящую идею, чтобы написать о телевизорах, банках или автомобилях. Но иногда приходится долго думать и вспоминать.

    Расскажу, как быстрее находить нужные идеи для копирайтера и как пополнять творческие ресурсы, чтобы ступор не заставал врасплох.

    Как придумать идею, когда надо написать прямо сейчас

    Играйте в ассоциации сами с собой. Джозеф Шугерман советует брать случайное слово и придумывать рекламную концепцию. Этот приём помогает мыслить нешаблонно. Можно использовать генератор случайных слов, а можно поиграть в ассоциации.

    Джозеф Шугерман — американский копирайтер, мастер директ-мейловского текста, главный исполнительный директор JS&A Group. Автор популярных книг о копирайтинге — «Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера» и «Как создать крутой рекламный текст».

    Я обычно играю сама с собой в ассоциации: записываю на листочек цепочку из них. Допустим, нужно написать письмо о круиз-контроле.

    Адаптивный круиз-контроль → автомобиль сам останавливается и меняет скорость → интеллект → искусственный интеллект → роботы → ассистенты человека → изображаем круиз-контроль в виде интеллектуальных роботов и объясняем, в каких ситуациях и как они помогают водителю.

    Вспомните бытовые проблемы. Нужда — отличная мотивация к покупке. Правда, покупатели чувствуют нужду по-разному. Кто-то уже дошёл до края и готов с ходу купить «решение своей проблемы», а кто-то и не знает, что может жить комфортнее.

    Я стараюсь смоделировать в тексте проблемную ситуацию, в которой может оказаться потенциальный покупатель, и описать её в деталях, чтобы читатель подумал: «Да, это про меня!».

    Например, вам нужно рассказать о стеллаже в акции к 1 Сентября. Вот про что можно написать:

    В детской комнате всегда полно всякой всячины: блокнотов, наклеек, книг. Беспорядок мешает детям сосредоточиться на учёбе и раздражает родителей. В беспорядке постоянно теряются тетради → ребёнок идёт в школу без домашнего задания и получает двойки. А вот есть стеллаж с удобными полочками, который организует самую дезорганизованную комнату в доме.

    Используйте ньюсджекинг. Берём нашумевшую тему и адаптируем её под свою область. Задача — оседлать волну хайпа вокруг важного события и привлечь больше внимания к себе.

    Горячая тема 2020 года — коронавирус. Карантин в своих целях не использовал только ленивый:

    • Не сиди без дела → вот тебе скидка на онлайн-курсы.
    • Работать дома можно продуктивно, нужно только создать рабочую обстановку → вот тебе скидка на офисную мебель.
    • У домашнего заточения есть свои плюсы, можно наконец побыть с семьёй → покупай бытовую технику и готовь лучшие семейные ужины.

    Следите за праздниками. У EMAILMATRIX есть полезный календарь инфоповодов. В нём собраны идеи для копирайтеров, как то или иное событие использовать в рассылках, какому бизнесу оно подойдёт.

    Чтобы логично привязать продукт к инфоповоду, на событие нужно взглянуть с разных сторон. По сути, это снова игра в ассоциации. Например, берём 1 сентября и думаем, с чем оно связано:

    • Новый учебный год. Не только для детей, но и для родителей. Все вернулись из отпусков и рвутся в бой. Пора заняться самообразованием. Привязать можно многое: электронику, офисную мебель, курсы, книги, одежду для офиса.
    • Осенняя хандра. Все грустят по лету. Сейчас начнутся дожди, слякоть и холод. Как не скатиться в уныние? Позаботиться о психологическом и физическом здоровье. Рассказываем про товары для спорта, приятные и уютные мелочи для интерьера, товары для ремонта, абонементы в спа-салоны, косметику.
    • Золотая осень. Осень — игра красок. Очень живописно и красиво. Многих поэтов осень вдохновляла на творчество. Этой красотой нужно успеть насладиться. Пишем с таким посылом про фотоаппараты и смартфоны, видеотехнику, пешие экскурсии и квесты, аксессуары для интерьера и одежду в осенней гамме, автомобили для поездок на осенний пикник.

    Где искать пищу для своих креативных ресурсов

    Лучшая подпитка для воображения — любопытство и восприимчивость к тому, что происходит вокруг. Этот совет почерпнула у авторов художественных книг. Подробнее о писательской магии можно прочитать, например, в книге Джеффа Вандермеера «Книга чудес. Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров». В ней автор объясняет, как писатели-фантасты придумывают героев и сюжеты. Также вы найдёте в ней приёмы, которые помогут мыслить креативно.

    Смотрите широко раскрытыми глазами. На всё, что вокруг: вывески, баннеры, упаковки, листовки, письма и т. д. Мой телефон — архив фотографий того, что я вижу в городе. Я читаю тексты, разбираю их: насколько они цепляющие, читабельные и убедительные. Накидываю варианты, как сделать их ещё лучше.

    Есть у меня ещё особый альбом — забавная региональная реклама. Но это так, скорее чтобы повеселиться.

    Эту листовку я нашла в своём ящике. Текст кажется неубедительным и фальшивым, есть манипуляция и какой-то пафос, к тому же он зачем-то выровнен по центру. Текст переписала — сделала его более спокойным и отправила чиновнику (жаль, он не ответил).

    До

    После

    Вдохновляйтесь. У лучших в своём деле. Я читаю редакторские телеграм-каналы: Максима Ильяхова (@glvrdru),
    Ирины Ильяховой (@irinausichenko),
    Людмилы Сарычевой (@svarila_kompotique),
    «Паша и его прокрастинация» (@abbsol),
    «Инициал» Лайфхакера (@ispravil),
    «Записки редакторки» (@zapiski_redaktorki)
    Из них можно узнать, как надо, а главное, как точно не надо писать.

    Также ранее мы уже делали хорошую подборку книг по сторителлингу. От себя добавлю пару книг, которые помогут придумать героев и продумать сюжет по закону драмы. Особенно пригодится, если нужно сделать спецпроект:
    К. Воглер «Путешествие писателя»,
    Б. Снайдер «Спасите котика».

    Я подписываюсь на рассылки всех крупных компаний. Особенно рекомендую рассылку Simple Wine, потому что многие заказчики хотят письма «как у Симпла».

    Ещё я смотрю рекламные видеоролики с Суперкубка. Это одно из самых масштабных спортивных событий, а размещение рекламы в нём стоит ну очень дорого. Поэтому бренды и агентства стараются изо всех сил.
    Ну и ещё смотрю рекламу, получившую престижные премии, например «Каннских львов».

    Читайте много всего разного. Чтобы хорошо писать, нужно много писать. А ещё читать: художественные книги, нон-фикшн по психологии, маркетингу, истории брендов. Никогда не знаешь, что тебе может пригодиться. Главное — вовремя достать из головы идеи для копирайтера.

    Смотрите сериалы. Они помогают усвоить законы драмы, научиться разворачивать простую идею в целую историю, играть на контрастах и придумывать героев — любимчиков публики.

    Несколько сериалов, которые подкинут идеи для копирайтера и вдохновят:
    «Бумажный дом». Составить гениальный план ограбления, превратить преступников в героев и «перевлюбить» всех между собой — уместить всё в один сюжет могли только испанцы.

    «Озарк». Совместили несовместимое и наделили героя неожиданными качествами. Финансовый консультант и ботан отмывает деньги наркокартеля. И не скрывает это от семьи, как Уолтер Уайт из «Во все тяжкие». В семье полное доверие, и трудится она как команда: муж скупает убыточные бизнесы, жена выбивает из политиков законопроекты, а дети после школы упаковывают грязные миллионы баксов.

    «Дрянь». Короткий сериал для тридцатилетних. Лаконичный и глубокий, о саморазрушении, надежде и любви. Никакой мрачности: за элегантным английским юмором и аккуратной пошлостью скрывается проблема одиночества.

    «Американский вандал». Прекрасный пример, как буквально из ничего сделать рейтинговый сериал в сериале. Банальную идею закрутили в любительский, но непредсказуемый детектив.
    ⠀⠀
    «Американская история преступлений». Сюжет основан на реальных убийствах в США. Второй сезон — о Джанни Версаче — мне понравился больше за счёт интересного приёма: история начинается с конца и разворачивается к началу, раскрывая личность преступника.

    Следите за трендами. К моему удивлению, открыла для себя ТикТок. Количество подписчиков растёт стремительно. Многие бренды уже запускают там рекламу: Avito, Ozon, Pepsico и другие. В ТикТоке можно увидеть, что сейчас популярно, какие челленджи набирают обороты, какие эффекты в видео используются. Например, в стиле трендовых челленджей можно сделать рекламный ролик, чтобы привлечь молодую аудиторию. Подобные видео видела, например, у «Пятёрочки».

    Слушайте. Слушайте, что говорят другие. Рассказы, опыт, бытовые проблемы, жалобы. Это помогает окунуться в мир потребителя — понять, что у него болит и что для него важно. Потом это можно использовать в сторителлинге или в рассказах о преимуществах продукта.

    Ещё я собираю список интересных слов и фраз. В нём есть, например, «исповедальня», «социальный пыл», «броуновские круги». Колоритные фразы расширяют словарный запас — потом можно достать и впихнуть их в свой текст. Ещё помогают развлекательно-познавательные приложения, например «Слово дня».

    Копирайтинг — работа творческая. Тут нет заведомо правильных приёмов — каждый в работе находит свои. Прокачивайте насмотренность, тестируйте чужие фишки и придумывайте собственные, не бойтесь учиться у коллег.

    Напоследок подкину подборку сервисов, которые помогут создать хороший текст и облегчат поиск идей для копирайтера.

    Напишем для вас крутые тексты!
    Обращайтесь.
    Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфеденциальности
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1469
                [name] => Заметки
                [slug] => notes
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1951
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 23
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1469
                [category_count] => 23
                [category_description] => 
                [cat_name] => Заметки
                [category_nicename] => notes
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться заметкой
    Подписаться на рассылку