Как CRM-маркетологу понять свой уровень? Чек-лист по компетенциям
CRM-маркетологам очень сложно определить уровень своих хард-скиллов и профессиональных знаний: сказываются сильный синдром самозванца и плохо развитый рынок. Часто на проекте один CRM-маркетолог: он «варится» сам в себе, не к кому подойти и спросить: «А я какой? хорошо ли я разбираюсь? достаточно ли я компетентен в А, Б, В?»
Многие ради признания ходят по собеседованиям, но и там сталкиваются с проблемами:
- незнание специфики со стороны нанимающих менеджеров — ищут CRM-маркетолога, который отвечает за полиграфию, ивенты и канцелярию;
- холодный душ реальности: оказывается, что собственные представления о компетенциях не соответствуют требованиям рынка.
Чтобы немного улучшить ситуацию, я подготовила чек-лист по компетенциям CRM-маркетолога, который поможет самостоятельно оценить свой уровень в разных областях. Он предназначен для специалистов диджитал- и IT-компаний, но может быть полезен и остальным: почти все навыки (за вычетом первого блока) подходят для большинства сфер.
Ниже расскажу о чек-листе подробнее.
Что внутри чек-листа
Чек-лист состоит из трёх блоков: продукт, менеджмент и маркетинг.
Я считаю, что именно эти блоки определяют уровень CRM-маркетолога.
- От понимания своего продукта зависит, как качественно специалист сможет позиционировать его на рынке в рамках своих каналов.
От скиллов в менеджменте зависит, как гладко он сможет выстроить работу с другими подразделениями. CRM-маркетологу требуется взаимодействовать с огромным количеством людей: с дизайнерами, копирайтерами, верстальщиками, продакт-менеджерами, разработчиками и многими другими.
- От того, как он разбирается в маркетинге в целом, тоже зависит многое. Ему придётся и считать метрики, и анализировать их в динамике, и оценивать их влияние на бизнес-показатели. Также нужно знать преимущества и ограничения конкретных каналов в разных ситуациях.
Каждый блок состоит из трёх списков:
- Продукт: «Понимание аудитории», «Понимание ценности продукта» и «Взаимодействие с командой продукта».
- Менеджмент: «Планирование и организация работы», «Постановка задач» и «Создание рассылок».
- Маркетинг: «Продуктовый маркетинг», «Маркетинговые каналы», «Маркетинговая аналитика».
Я уверена, что маркетологу в диджитале важно в первую очередь понимать, кто покупает продукт, по каким методологиям можно определить целевую аудиторию, в чём ключевая ценность продукта и как она формируется, как и с кем взаимодействовать на стороне разработки.
Хороший маркетолог умеет планировать своё время и ставить цели, имеет ресурс времени под стратегическое планирование. Кроме этого, он мастерски распараллеливает задачи: чтобы получить результат к нужному сроку, часто нужно ставить задачи одновременно нескольким людям.
Не удивляйтесь, что «Создание рассылок» тоже относится к блоку менеджмента. Я рассматриваю это как отдельный тип управления собственным временем и постановки шаблонных задач. На начальном этапе работы CRM-маркетолог занимается в основном рассылками, а уже позже может передавать такие задачи подчинённым.
Также считаю, что CRM-маркетологу крайне важно понимать влияние его действий на бизнес-показатели, уметь считать упущенную прибыль и разрабатывать апсейл-сценарии. При этом он должен знать разницу между каналами CRM-маркетинга, понимать их особенности и видеть возможности для использования нестандартных каналов. И конечно, необходимо уметь анализировать результаты своих запусков: сравнивать с бенчмарками, считать окупаемость, понимать технические принципы расчёта статистики в разных системах.
Как использовать чек-лист
Создайте копию таблицы («Файл → Создать копию»). Её вы сможете редактировать, ячейки станут активны. Проставьте галочки в ячейках с утверждениями, которые соответствуют вашему опыту. После этого сформируется лепестковая диаграмма под таблицей, она будет соответствовать заполненным ячейкам. Лепестков девять, они соответствуют спискам.
Чек-лист поможет базово понять свой текущий уровень и определить траекторию развития. Диаграмма покажет, в каком направлении двигаться. Заполняйте чек-лист каждый год и отслеживайте прогресс.
Если хотите глубже разобраться в том, какому грейду вы соответствуете и какие конкретно хард- и софт-скиллы нужно прокачивать, рекомендую уделить время фреймворку по грейдам CRM-маркетологов, который сделали мы с Пашей Касаткиным, руководителем продвижения «Астрал.платформы».
Фреймворк подойдёт CRM-специалистам любых сфер, не только диджитала и IT. В таблице вы найдёте вкладку с большим списком вопросов по конкретным компетенциям. Ответы на них и получившиеся оценки помогут увидеть сильные стороны и точки роста.
Развиваться сложно и страшно, особенно без подсказок. Надеюсь, что чек-лист и фреймворк помогут вам найти опору в себе, осознать направления для прокачки и те, в которых вы непобедимы, чтобы развиваться на текущей работе и блестяще проходить собеседования, если вы в поисках новой.