Edutainment против тысячи человечков — чья возьмёт?

В наше время бесконечных марафонов и тренингов мы стали воспринимать учёбу как нечто развлекательное. Даже термин появился — edutainment. «Но должна ли она быть такой на самом деле?» — задалась недавно вопросом в своём посте известный бизнес-тренер Мария Жиган. Способно ли развлекательное образование действительно чему-то научить? Могут ли инсайты, которые мы получаем от тренеров, изменить наши результаты в работе и в жизни — или для этого нужно что-то другое? Мы решили поговорить об этом с Марией поподробнее. И выяснили-таки парочку инсайтов! 😉

Мария Жиган — практикующий психолог и бизнес-тренер. Обладательница звания «Серебряный тренер» на Битве тренеров B2B Master 2017. Ведёт тренинги личностного роста, тренинги по развитию креативности, по работе в команде, клиентскому сервису, продажам.

В своём посте вы говорите о том, что учёба вообще-то не про развлечение, а про труд. Но мы все знаем, что в игровой форме материал усваивается гораздо лучше — причём это работает и с детьми, и со взрослыми. Так сколько должно быть труда и веселья в обучении, по-вашему?

Тут надо разделять понятия «игра» и «веселье». Да, игра — наша природная способность, и в игре мы обучаемся лучше. А вот с весельем не всё так просто 🙂 Если оно про то, что игра весёлая, примеры даются с шутками — отлично. Когда мы смеёмся, мы лучше запоминаем. Проблема начинается тогда, когда мы хотим только веселиться и ничего больше. А в любом — правильном — процессе обучения наступает момент рутины, когда мы отрабатываем навык или познаём сложные конструкции.

Вот была я на тренинге по скрайбингу. Нам было очень весело, были классные упражнения, всё супер. Но потом дали домашнее задание — нарисовать тысячу человечков. И тут уж весело тебе или нет — их надо нарисовать, если ты хочешь, чтобы навык у тебя появился.

Скрайбинг — быстрое рисование эскизов-иллюстраций во время презентации.

Такое рутинное повторение кажется архаичной методой из прошлого. Разве нет сегодня технологий быстрого обучения — пришёл, прошёл тренинг, умеешь?

Нет, наш мозг так не работает. Что бы там ни обещали создатели всех многочисленных тренингов и марафонов по типу «профессия за неделю» или «новый навык за 10 минут в день». Получение информации и выработка навыка — это разные процессы. Мы стремимся получать всё новую и новую информацию, новые инсайты — думая, что именно они-то нас и изменят. Плюс на это сильно влияет наше сегодняшнее клиповое мышление: нам очень трудно удерживать фокус на чём-то одном, мы хотим быстрее, веселее. Здесь можно использовать аналогию с наркотической зависимостью: надо всё время повышать дозу веселья, чтобы оставаться на том же уровне кайфа от учёбы.

А меняет-то нас не новая информация, а хорошее закрепление уже известной. Для формирования нейронных связей мозгу нужно повторение. Неважно, сколько я узнаю теории по рисованию человечков, — важно, что я должна нарисовать свою тысячу, чтобы научиться.

Хорошо, как же с этим клиповым мышлением сконцентрироваться и нарисовать эту тысячу человечков?

Рутину тоже можно превратить в игру. Один способ — через внешнюю среду, в которой вы работаете. Поэтому на креативных сессиях раскрашивают стены, расставляют предметы какие-то необычные, используют яркие и интересные материалы — чтобы наш внутренний ребёнок чувствовал, что ему весело. Для этого офисы делают нескучными, с разнообразным «неофисным», креативным интерьером.

Другой способ — подключать наше любопытство. Очень хорошо помогает методология «Внутренняя игра» Тимоти Голви — когда мы находим игру внутри процесса, которому обучаемся. У него есть красивый пример, как он обучал специалистов кол-центра. Ему поставили задачу «повысить рейтинг вежливости» — а очень сложно быть вежливым в звонках, когда у тебя десять секунд на контакт. Используя свою методологию, он определил основной фокус для тренировки. Это была работа с голосом звонившего, его тоном, состоянием, эмоциями. Голви научил людей по тембру голоса оценивать, какую эмоцию сейчас испытывает звонящий и насколько сильно. Например, он злится на девять баллов из десяти. И они с помощью актёрских техник обучались управлять своим голосом, чтобы собеседника опустить хотя бы до шестёрочки. То есть Голви включил момент игры и показал, что даже из такого минимального набора подручных или сенсорных источников можно создать интерес. По окончании тренинга рейтинги вежливости и оценка клиентами обслуживания, кстати, очень сильно выросли. Но для этого нужно иметь много внутреннего ресурса и не быть перегруженным дополнительным обучением, образованием.

Вот только хотел спросить: когда тренировать свои навыки, да ещё креативить при этом, если сегодня, чтоб оставаться в топе, нужно учиться всё больше и больше?

А действительно ли нужно? Вот в чём вопрос. Мы сейчас часто обучаемся просто потому, что это в тренде. Все обучаются — и я обучаюсь, все побежали — и я побежал. Но мы так устроены, что когда мы много берём и мало отдаём — то есть не ассимилируем, не перевариваем, — в нас становится просто некуда новое впихивать. Если мы не создали нейронных связей с новой информацией — она как непереваренные куски. Это как шведский стол: мы не можем взять с него всю еду, даже если очень хочется. У нас ограниченный желудок. С мозгом то же самое.

Поэтому я бы начинала с ответа на вопрос: «Я учусь, чтобы что? Какая цель? У меня реально провал в этом навыке или это уже избыточность?». Допустим, вы хотите быть дизайнером. Давайте смотреть: у вас какое-то минимальное образование дизайнера есть? Если нет — окей, это провал в навыке. Тогда вы идёте и учитесь дизайну. А если у вас 10 лет художественной школы и 15 курсов по дизайну и вы говорите: «Я плохой дизайнер, возьму ещё одно обучение», — это вопрос не про поиск эффективного тренинга, а про работу с головой. Нужно подлечить место, которое обесценивает ваши компетенции. Потому что это дыра, куда утекает время, деньги и энергия.

Когда же человек чётко определяется со своей задачей и реально понимает, что у него проблема с навыком, то какую бы учёбу он ни выбрал, он возьмёт от неё максимум.

Есть известный психолог, Джордан Питерсон, он говорит: «Попробуйте делать на максимум какое-то одно действие в течение длительного времени и посмотрите, как далеко вы можете зайти». Условно говоря, если рисовать человечков каждый день, этот навык у вас сильно скакнёт туда, куда надо. А освоить десять навыков одновременно — нереалистично. Чисто когнитивно. Это будет просто разочарование в процессе и в себе самом — дескать, я такой тупой или безвольный. Нет. Просто надо понимать наши ограничения и ставить реальные задачи.

Как выбрать правильное обучение, хорошего тренера — во всём том море курсов и тренингов, которые сыпятся со всех сторон?

Сейчас, как правило, у всех есть бесплатные ознакомительные уроки, на которых вы можете оценить, насколько человек компетентен в своей теме. Есть money back, когда вы пришли, попробовали, не понравилось — забрали деньги.

Но основная моя позиция — это разобраться с природой своего желания, понять, какие у вас реальные внутренние потребности. Тогда вам будет намного проще отсеивать ненужное — и принимать нужное. Часто бывает, что как только возникает необходимость делать домашку, даже несложную и недолго, даже полчаса в день — то либо «со мной что-то не то, у меня нет к этому способностей», либо «преподаватель говорит что-то не то, и вообще я не в той учёбе учусь». И тогда даже самая лучшая учёба просто обесценивается — и человек начинает искать что-то новое. И так до бесконечности. В этом случае гораздо важнее заниматься не поисками идеальной учёбы, а пойти к психологу и разобраться, почему я не могу прикладывать усилия или остановиться на том, что уже умею.

И какие это могут быть причины?

Одним из нас не хватает позитивного подкрепления. Поломанность, как правило, идёт со школы, где усилия ассоциируются с наказанием или со скукой. Я делаю задание, напрягаюсь, но меня не хвалят, а при всех позорят. У некоторых это сильно закрепляется. Такие люди могут быть совсем не ленивые, а даже трудоголики — но они просто устали прикладывать усилия и не получать ответа.

Другой тип — это несформированный навык прикладывать усилия. Допустим, человек рос в полном достатке, всё получал задаром, родители не требовали ничего делать, в школе хвалили ни за что. Либо человек талантливый, ему всё легко давалось и не нужно было напрягаться. А потом среда меняется. Он приходит в университет, а там все такие же умные. И то, что он победил на олимпиаде в 5-м классе, вообще никого не волнует. И у человека наступает провал, потому что теперь надо прикладывать усилия, а он не умеет, не натренировал свои нейронные связи.

Есть и такие, кто с детства привык пахать, — и им хочется игры, чтобы просто расслабиться. Им вместо груза камней хочется хотя бы яблоко погрызть…

Где выход?

Свои психологические препятствия, конечно, лучше прорабатывать с психологом.
А затем всё то же, о чём я говорю, — мотивация, или ответ на вопрос «Зачем?». Когда вы находите для себя ответ, для чего вам это обучение нужно, и эта причина оказывается мощной — то ваша мотивация выше, чем всё внутреннее сопротивление. И тогда всё остальное складывается. И тогда даже из среднего тренера можно вытянуть нужные ответы. Когда вы твёрдо знаете, для чего, то вы в любую свободную минуту и в любом месте учите эти английские слова, пишете истории, рисуете человечков — то есть не видите препятствий там, где человек без мотивации, как принцесса на горошине, в любом моменте видит сопротивление и невозможное.

На ваших собственных тренингах какое место вы отводите игре и веселью?

Чувство юмора — моя личная ценность, поэтому я нахожу весёлые ролики, которые иллюстрируют материал. Чтобы люди смеялись. Стремлюсь создавать атмосферу лёгкости. Мне это в любом случае важно.

В презентацию вставляю весёлые картинки, потому что через них лучше понимать, чем через сухие схемы. Когда даю кейсы, мы разыгрываем ситуации, например «клиент — менеджер». Конечно же, в игре материал воспринимается лучше. Но после тренинга его надо закрепить, и вот тут начинаются проблемы.

Потому что тренинг — это огромный массив данных, из которого человеку необходимо каждый день делать выбор: что я сейчас из этого буду закреплять. А главное — как. И он хватает, что первое помнит, — без всякой системы. И без обратной связи — что я делаю правильно, а что нет. И мотивация быстро падает.

Поэтому после тренинга необходимо внедрение и тот, кто будет в маленьких кусочках тренировать и делать выбор за тебя. Сегодня отрабатываем приветствие. На следующий день — делаем презентацию по методу «характеристики — преимущества — выгоды» и так далее. Тогда навыки можно закрепить хорошо. Но в компаниях часто говорят: «Вы проведите нам тренинг, а дальше мы как-нибудь сами». Экономят на этом этапе. А он как раз самый важный. И без него весь результат сходит на нет.

Правильное образование, по-вашему, какое оно? Вы за то, чтобы получать какой-то конкретный навык на узконаправленных тренингах — или учиться, например, на МВА, профессии «в целом», как в институте, где может быть и то, что нужно на практике, и много всякого такого, что вообще никогда не пригодится?

Зависит от того, на каком этапе вы находитесь. Если никогда данной профессии не учились, то вначале нужно иметь целостную картину. Не всегда это обязательно МВА — это может быть, например, комплексный тренинг по этапам продаж, если мы про продажи. Вы узнаёте эти этапы, и они дают вам определённость, потому что неопределённость вызывает у нас тревогу, это наш механизм психики. И без целостной картины вы не сможете дальше продвинуться.

А затем уже подтягивать узконаправленными тренингами те места, где вы проваливаетесь. Опять же, целостная картина позволяет вам понимать эти места.

Вот мы говорили про бзик, когда человек обесценивает свои компетенции и берёт стопятьсотый тренинг. Но есть и обратная сторона — когда ты варишься в своей ежедневной текучке и думаешь, что всё тебе понятно, чему тут ещё учиться? Вернее, даже не задумываешься об этом.

У меня на тренингах по продажам есть такое упражнение: два покупателя не могут договориться о том, кому достанется товар (он в единственном экземпляре). Есть и третья сторона — продавец, который должен как можно больше заработать на сделке. Фишка в том, что если всё правильно сделать, то выиграют все. Но большинство либо не дочитывают инструкцию, либо забивают на потребности другого — упираются в позицию доказать, что «я главный, я должен победить». И обнаруживают своё слабое место, что они не умеют слышать другого человека, даже не пытаются понять его потребности. И очень часто такие мэтры-продажники, у которых на лице написано: «Я-то всё умею», — проигрывают. И тут у них что-то щёлкает: ага, наверное, я умею не всё.

Либо человек приходит наращивать то, что он и так неплохо умеет, а место, где у него реально дыра, — не замечает. Поэтому часто нужно, чтобы кто-то со стороны подсказал, где ты проваливаешься, что тебе надо подтянуть. Перешагивайте через своё эго и спрашивайте коллег, что у вас хромает, где вам надо нарастить мышцу.

Ну и, как я уже сказала, понимание целостной картины, технологии своей профессии, помогает увидеть эти места. Ты мог даже не думать, что этот навык важен, например, с точки зрения продаж, — а он важен. И тебе неплохо бы его прокачать, чтобы продвинуться в мастерстве дальше. Выигрывает ведь в итоге тот, кто не останавливается в своём развитии.

То есть мы приходим всё же к тому, что учиться нужно. Только делать это осознанно, понимая, зачем тебе это нужно. И учиться тому, что нужно именно тебе, а не тому, что модно или подвернулось в ленте.

Конечно! И ещё раз повторю: главное — это не инсайты, главное — тренировка. Инсайт — это искра, а будет ли гореть ваш костёр, зависит от того, сколько вы будете подкидывать туда дров.

Интервью брал Николай Матросов

Научим делать спецпроекты играючи
при помощи нашей настолки «ТЗ»
Имя
Email *
Array
(
    [0] => WP_Term Object
        (
            [term_id] => 1425
            [name] => Статьи
            [slug] => articles
            [term_group] => 0
            [term_taxonomy_id] => 1907
            [taxonomy] => category
            [description] => 
            [parent] => 0
            [count] => 688
            [filter] => raw
            [cat_ID] => 1425
            [category_count] => 688
            [category_description] => 
            [cat_name] => Статьи
            [category_nicename] => articles
            [category_parent] => 0
        )

)
Поделиться статьёй
Подписаться на рассылку