Мнения экспертов: нужен ли емейл-подрядчику опыт в сфере клиента
Потенциальные клиенты у нас часто спрашивают, имеем ли мы опыт работы с их сферой — выстраивали ли коммуникацию, например, с врачами, строителями, брокерами и т. д. Обсудили этот момент с коллегами.
Вопрос был поставлен так:
Как вы считаете, насколько опыт в сфере клиента важен при выборе подрядчика? Что даёт наличие опыта в конкретном сегменте? Если — условно — за плечами десятилетний опыт различных коммуникаций, но вот конкретно с брокерами не было, то что? Такой подрядчик сразу не котируется?
Что весомее в итоге при выборе — опыт в сфере бизнеса клиента и более высокая цена или более низкая цена и большой опыт в емейл-маркетинге в принципе?
С какой вообще целью такие вопросы задают? Хотят скопировать какие-то идеи у конкурентов из сферы? Или думают, что подрядчик, работавший с нужной сферой, знает какие-то ходы и фишки, которые помогут? Но ведь каждый отдельный бизнес не похож на другие, аудитория разная, всё индивидуально и смысла копировать что-то всё равно нет. Надо изучать и погружаться каждый раз заново, смотреть на реакцию и поведение аудитории.
Я не скажу за всю Одессу, но, скажем, для гемблинга да, важно. А ещё опыт работы на крупных рынках, как США, Китай, Россия, Европа, где есть крупные локальные игроки и множество более мелких, но важных ISP, специфику которых хорошо бы знать.
Антон Незнамов
Email deliverability engineer,
Aspire Global
Крупные клиенты, которые хорошо понимают ценность канала, спрашивают. Мне ещё часто приходится общаться с владельцами бизнесов поменьше — они скорее нет.
Мои 5 копеек — опыт в отрасли ценен тем, что можно позаимствовать что-то из стратегии. Понять, какие механики и сегментации работают и (даже важнее) какие нет, чтобы не наступать на чужие грабли — ценой денег, времени и репутации у своих клиентов.
Когда стратегия готова, в текущей работе знание отрасли уже не нужно. Важнее технический опыт и знания (дизайн, вёрстка, доставляемость и т. д.).
Василий Шабат
Bonfire, основатель
Если заказчик вменяем, то хочет сэкономить время на погружение вас в особенности его ЦА и инфополя, в котором она обитает, и в случае с какой-либо кастовой группой таких особенностей, скорее всего, много, и многие из них нужно безоговорочно учитывать.
Если заказчик невменяем, то да, хочет готовое решение «как у конкурентов», не хочет ничего объяснять, считает, что есть волшебная кнопка, по нажатию которой у него резко появится прибыль с канала.
В большинстве случаев, скорее всего, причиной такого вопроса является некая средняя ситуация, отражающая частично обе мотивации.
Я буду рад, если мне откажет в сотрудничестве заказчик, который считает опыт работы с его ЦА ключевым. Мне с такими не по пути 100%. Но и сам я не лезу со своим широким опытом в узкие ниши, пока настойчиво не позовут. Всегда в случае со специфической ЦА предупреждаю, что я таких персонажей, с которыми вам надо коммуницировать, видел только в кино/комиксах/музее/гробу. Люблю работать с теми, кто сам много лет отпахал в компании-заказчике и суперчётко представляет, что ему нужно и чего стоит требовать от исполнителя, а чего нет.
Кирилл Тимофеев
Емейл-/CRM-маркетолог, фрилансер
Соглашусь, что каждый бизнес уникален, меня тоже всегда слегка удивляет требование опыта работы в той же сфере.
Попробую своё мнение сформулировать:
- Слаженная работа двух команд, совместное доведение любой задачи до результата.
- Креативность команды подрядчика — то есть умение находить нестандартные решения сложных задач.
- Опыт и насмотренность команды подрядчика — для экономии времени, знать, что работает, а что нет, фокусироваться на важном.
Наличие кейсов может вдохновить на новые свершения и подкинуть идей, но не гарантирует никаких результатов.
Выходит, весь смысл переговоров с заказчиком должен свестись к следующему:
- Заказчик придумывает тестовые задания. Например, теоретическое (на экспертность :)) и практическое (на рукастость), отдаёт в работу и наблюдает за процессом. В этом месте можно сравнить несколько подрядчиков, по сути как тендер.
- Если нет времени на тесты, заказчик выбирает 2–3 небольшие задачи и отдаёт в работу. Наблюдает за процессом.
И потом уже можно составлять смету и торговаться по всему объёму работ.
Михаил Терентьев
CEO & Founder Mailfit, Letteros
Действительно, если брать какие-то юридические и технические нюансы отрасли или страны, где расположен бизнес, опыт в данной сфере важен. Это экономит время на погружение и запуск проекта.
Если же речь идёт о том, что заказчик хочет таким образом понять, насколько справится исполнитель с задачами, то, думаю, лучше дать написать текст или сделать тестовую рассылку, чтобы оценить владение материалом и интересами аудитории. Если, конечно, клиент сам знает, что его аудитории интересно.
Но в любом случае, если тема узкая, то без экспертности самого клиента тут не обойтись. Хотя были у нас и агрономы, и ветеринары в штате, но это частности 🙂
И согласен с Михаилом по поводу переговоров заказчика и исполнителя на этапе пресейла. Сейчас зачастую всё сводится к заполнению табличек с ценами и показателями. Вместо каких-то решений и идей клиент сравнивает циферки. А как описанное в табличке будет реализовываться, нужно ли это вообще реализовывать — не знает ни клиент, ни заказчик до момента старта работ. А тестовое задание, пусть даже оценка будет субъективной, всё-таки выглядит более честной проверкой способностей подрядчика.
Спрашивают, потому что рассчитывают, что вы разбираетесь в их сфере, — в этом случае есть накопленный опыт работы с целевой аудиторией, знаете фишки, подходы, а неудачные гипотезы протестировали уже на ком-то другом и не будете тестировать на них. К слову, я вполне с этим соглашусь. Опыт в сфере всё-таки помогает быстрее подобрать рабочие решения и, как правило, сокращает время на погружение. Хотя я всё равно не люблю такие вопросы, потому что понимаю, что результаты, полученные на одном проекте, совершенно не гарантируют, что их можно будет продублировать на другом. Хорошо, если клиент это понимает.
Ульяна Жеринова,
основатель Townsend
Присоединяйтесь к комментариям и выскажите своё мнение о наболевшем вопросе 😉