Содержание

    Геймификация в маркетинге: задачи, механики, примеры из нашей практики

    Впервые опубликовано 06.12.2018. Обновили статью 25 сентября 2025 года: побронее рассказали о плюсах и минусах геймификации, добавили свежие примеры и исследования, а также пошаговую инструкцию по внедрению игровых мехник и ответы на частые вопросы по теме.

    Геймификация в маркетинге — это использование игровых элементов, механик и сюжетов в рекламе и коммуникациях. Её цель — сделать взаимодействие с брендом интереснее, чтобы вовлечь аудиторию и мягко подтолкнуть к нужным действиям: покупке, подписке или участию в акции.

    С каждым годом всё больше брендов начинают использовать игровые задумки в рекламе — и многие приходят к нам за их реализацией. За последние 10 лет мы разработали более 70 игровых спецпроектов для компаний из самых разных сфер. На основе этого опыта расскажем, в чём плюсы и минусы геймификации, какие задачи она решает и как её внедрять в рекламные кампании.

    История геймификации в бизнесе

    Геймификация кажется довольно современной концепцией, но техники её использования в маркетинге уходят корнями аж в ХIХ век! Людям всегда хотелось сделать «скучные» задачи и действия более интересными и вовлекающими. Это касалось и бизнеса.

    Ещё в 1896 году компания Sperry & Hutchinson ввела первую программу поощрений: за каждую покупку в магазине покупатель получал марки. Заполнив ими книгу (также выданную S&H), клиент мог обменять её на призы: фарфор, постельное белье, спортивную одежду или мебель.

    марки и книга Sperry & Hutchinson

    А в 1908 году было создано движение бойскаутов, которое использовало похожую механику коллекционирования для привития подросткам правильных ценностей. За хорошие поступки и добрые дела на пояс скаута крепился красивый яркий значок, который сразу бросался в глаза окружающим.

    Прошло много времени, а геймификация продолжает уверенно доказывать: игры — дело серьёзное. Особенно когда речь идёт о бизнесе. В опросе Reflect Digital 60% респондентов заявили, что они с большей вероятностью купят товар бренда, если им понравится играть с ним. Кроме того, играть с компаниями готовы 91% людей в возрасте 16–24 лет.

    Игровые механики пользуются широкой популярностью в спецпроектах — нестандартных, часто уникальных кампаниях под цели конкретного бренда и под определённую аудиторию. Согласно исследованию Realweb Creative, спецпроекты повышают мотивацию покупать у 63% опрошенных, а 72% помогают узнавать новые бренды.

    Плюсы геймификации для бизнеса

    Игровые механики так популярны в бизнесе по одной причине — они выгодны. Ниже — ключевые преимущества геймификации в маркетинге.

    • Повышает вовлечённость пользователей

    Игровые элементы активизируют интерес и вызывают желание «поиграть», даже если это простой кликер или скроллер. Человек не просто просматривает контент — он в нём участвует. Это увеличивает время взаимодействия с компанией и делает его более увлекательным и живым, чем чтение традиционной рекламы.

    • Увеличивает конверсию

    Геймификация снижает барьеры на пути к целевому действию. Шанс выиграть приз или получить бонус за выполнение простого задания (зарегистрироваться, оставить емейл, сделать заказ) делает эти действия эмоционально привлекательнее. Люди начинают действовать из азарта или желания получить награду, и это повышает конверсию. Так геймификация продвигает пользователей по воронке и увеличивает вероятность целевого действия.

    лендинг с геймификацией для НКО

    На лендинге для «Детских деревень SOS» мы предложили не просто сделать пожертвование, а выбрать главный ингредиент новогоднего салата. Конверсия в пожертвование — 27,4%
    • Растит лояльность и привязанность к бренду

    Игровые форматы вызывают положительные эмоции — удовольствие, азарт, радость от победы. Всё это ассоциируется с брендом, который подарил такой опыт. Постепенно у аудитории формируется позитивное отношение и доверие, что способствует лояльности и повторным покупкам.

    • Стимулирует повторное взаимодействие

    Геймификация часто строится на серии шагов или накоплении баллов, что мотивирует возвращаться снова и снова. Ежедневные бонусы, миссии, квесты — пользователь втягивается в процесс и хочет «доиграть до конца». Это повышает частоту взаимодействий с продуктом или сайтом.

    • Помогает собирать ценные данные о пользователях

    Вовлекая пользователя в игру, бренд может ненавязчиво получать информацию: возраст, интересы, предпочтения. Например, в процессе квеста можно узнать, какие продукты человеку интересны, как он реагирует на предложения, какие эмоции вызывает коммуникация. Это поможет персонализировать взаимодействие, улучшить воронку продаж и будущую геймификацию.

    Наше интерактивное AMP-письмо помогло «Бетховену» получить данные для нового типа персонализированных офферов — дни рождения питомцев
    • Запускает сарафанное радио

    Качественный спецпроект — отличное решение, если нужен вирусный эффект. Хорошо продуманная игровая механика вызывает желание делиться: показать друзьям, похвастаться результатом, пригласить других по реферальной ссылке. Это повышает органический охват и привлекает новых пользователей без дополнительных вложений в рекламу.

    • Отстраивает бренд от конкурентов

    Когда рынок говорит сухим рекламным языком, геймификация помогает бренду выглядеть ярче, ближе и современнее. Это нестандартный способ донести ценности, который помогает выделиться в ленте новостей, в почте или на лендинге, где обычные офферы сливаются в шум. Оригинальные игровые элементы, адаптированные под аудиторию задания, и прозрачная система вознаграждений привлекут внимание на фоне конкурентов.

    Проблемы геймификации

    Волшебной таблетки для прибыли не существует. При всех достоинствах, геймификация имеет и недостатки, которые нужно брать во внимание при разработке стратегии продвижения через игры. Главные из них:

    • Геймификация сложна и дорога в реализации

    Геймификация — это идея, продуманная механика, дизайн, техническая реализация. Простая с виду игра может обернуться сложным проектом, особенно если нужен интерактив, балльная система или интеграция с CRM. Это отнимает время, ресурсы и может выйти за рамки бюджета, особенно на старте.

    • Может увести с фокуса на цели бизнеса

    Если увлечься созданием игровой механики ради неё самой, можно забыть, зачем всё это было. Да, игра может получиться очень увлекательной, но не будет нести никакой пользы бренду. Это особенно опасно, если KPI привязаны не к конверсии, а только к вовлечённости.

    • Быстро утомляет аудиторию

    Что сначала вызывает восторг, со временем может надоесть. Если механика однообразна, пользователи теряют интерес. Особенно это касается регулярных кампаний: одна и та же «рулетка удачи» или «накопи баллы» быстро приедается без новизны и развития.

    • Не всем подходит

    Не всякая аудитория любит играть. Машиностроение, медицинское оборудование, агросектор — представители этих ниш могут отнестись к геймификации с недоверием или непониманием. В таких случаях игра может даже навредить — вызвать ощущение несерьёзности бренда.

    Замечу, что игра также может повлечь репутационные издержки, если она плохо протестирована, нарушает правила или её система поощрений не совсем прозрачна.

    • Требует постоянной поддержки и обновлений

    Игра — это процесс, а не однократное действие. Чтобы сохранить интерес аудитории, механику нужно совершенствовать, добавлять новые уровни, призы, вызовы. Без этого геймификация быстро умирает, а вложенные усилия теряют смысл. Это особенно критично для долгосрочных стратегий.

    • Сложна в аналитике

    Многие метрики геймификации (очки, уровни, клики) не всегда прямо отражают реальную пользу, то есть влияние формата на ключевые показатели вроде объёма продаж, прибыли и роста ЦА. Трудно понять, что сработало: игра или сопутствующие офферы.

    Геймификация — это не про «повеселить». Это про выверенную стратегию. Здесь требуется система: нужно чётко понимать цели, знать свою аудиторию, строить механику и очень ответственно подходить к аналитике. Только тогда этот метод продвижения будет работать. Если на каком-то из этапов вы сталкиваетесь с трудностями — обращайтесь! Поможем с концепцией, сценариями, визуалом и реализацией.

    Маркетинговые задачи, которые может решить геймификация

    Игровые форматы хороши не только тем, что вовлекают. Они помогают решать прикладные задачи бизнеса.

    • Сбор контактов (лидогенерация)

    Через игровые механики (квесты, розыгрыши) можно мотивировать человека оставить емейл, номер телефона или другие данные. Если сбор грамотно интегрирован в проект — человек оставит информацию добровольно и с энтузиазмом.

    спецпроект с геймификацией для лидогенерации

    Конструктор новогодних открыток конвертировал 68,8% игроков в подписчики EKONIKA
    • Увеличение повторных визитов и возврат трафика

    Механики с уровнями, бонусами за возврат, очками и достижениями мотивируют пользователей приходить снова.

    • Увеличение среднего чека и частоты покупок

    Система накоплений, внутриигровые награды или «получи подарок после покупки» стимулируют покупать чаще. Пример — «Плюс Дейли» с подарками за использование сервисов «Яндекса».

    Аналогично действуют и призы в спецпроектах. Промокоды, баллы программы лояльности и другие награды дают клиентам реальную выгоду от их действий, что побуждает их тратить больше.

    • Повышение вовлечённости аудитории

    Люди дольше взаимодействуют с брендом, изучают продукт, читают больше информации, кликают, возвращаются.

    письмо с геймификацией

    Интерактивные письма приносят нам в 3,2 раза больше целевых переходов, чем статичные
    • Укрепление лояльности

    Эмоциональное вовлечение, удовольствие от участия, система баллов и поощрений делают бренд более «тёплым» и запоминающимся.

    Основные виды и механики геймификации

    При выборе конкретного вида геймификации нужно отталкиваться не от личных предпочтений, а от целей бизнеса и анализа целевой аудитории. Если ответственно подойти в этому вопросу — велик шанс сделать успешную рекламную кампанию и привлечь большое количество новых клиентов. Ну а что до механик — выбирать следует те, чья действенность подтверждена практикой.

    Прогресс и достижения

    Уровни, прогресс-бары, чек-листы, счётчики шагов — все эти маркеры продвижения мотивируют пользователей продолжать играть в предвкушении наград и новых уровней.

    игровой спецпроект с механикой платформера

    Демонстрировать игроку его прогресс важно и в разовых играх. Так, в раннере, который принёс Hoff 56 млн рублей, это делают счётчик и шкала

    Система баллов и наград

    Механика широко используется многими брендами в программах лояльности. Пользователи регистрируются, покупают, оставляют отзывы или выполняют другие действия, за которые им начисляются баллы. Их человек может потратить или обменять на призы.

    письмо с наградой за отзыв

    Автоматическое письмо с подарком за отзыв, которое мы сделали для «ВинЛаб»

    Миссии, квесты, челленджи

    Пользователям предлагают выполнить задания за бонусы. Они могут быть разовыми или в виде цепочки миссий. Здесь очень хорошо работают регулярные обновления контента. Это поддерживает интерес аудитории, увеличивает LTV.

    Соревнования и рейтинги

    Участники должны конкурировать между собой за достижение результата: кто соберёт больше лайков, кто первым выполнит все задания и так далее. Часто аудиторию делят на команды по определённому признаку — так игроки чувствуют одновременно и азарт, и единство в достижении общих целей. А это хорошо работает на удержание.

    спецпроект с рейтингом

    Спецпроект «Русского лото» предлагал выбрать команду Деда Мороза или Снегурочки. 73% пользователей сыграли повторно, а победитель провёл 1904 сессии

    Лотереи, рандомайзеры

    Игровые элементы с долей случайности всегда вызывают высокий отклик аудитории. Людям нравится идея «а вдруг повезёт», особенно если участие не требует больших усилий. Такой механизм вовлекает даже пассивных пользователей — ведь бесплатный шанс на крупный выигрыш кажется очень заманчивым.

    Интерактивное письмо без оффера, но с возможностью получить случайное поздравление принесло Selgros 7,9 млн рублей

    Календарные активности

    Как однажды сказал известный маркетолог Джон Вон Эйкен: «Частое касание = глубокая привычка = большая выручка». Именно на этом принципе строятся календарные механики: пользователь возвращается в продукт или кампанию каждый день, чтобы получить бонус — пусть даже символический. Срабатывает эффект накопления, и взаимодействие с брендом постепенно превращается в рутину. А привычка — мощнейший драйвер покупательского поведения.

    спецпроект с длительной геймификацией

    Десятидневный марафон Hoff вовлёк более 230 000 игроков, в том числе из сегмента оттока. А новые лиды из проекта оказались для бренда дешевле получаемых с сайта

    Комбо

    Если задачи и посыл кампании того требуют, механики геймификации можно совмещать. Например, в игру на поиск предметов для «Петровича» и Divan.ru мы включили и систему наград от брендов, и несколько уровней, и прогресс-бар с маскотом.

    игровой спецпроект с механикой поиска предметов

    Механик огромное количество, можно запустить разные для разных сегментов или общую на всю аудиторию. Тестируйте, тестируйте и ещё раз тестируйте форматы, но не забывайте о целях бизнеса. Отслеживайте отклики пользователей, их мнения и эффект на метрики — и будет вам счастье.

    Как внедрить геймификацию в маркетинг: пошаговая инструкция

    1. Определите цель

    Сначала поймите, зачем вам геймификация. Это может быть сбор лидов, повышение вовлечённости, рост продаж или укрепление лояльности. От чёткой цели зависит выбор игровой механики и формат игры.

    2. Изучите целевую аудиторию

    Люди играют по-разному и в разные игры — или не играют вовсе. Узнайте, что мотивирует вашу ЦА, как она потребляет контент и какие форматы ей привычны. Демография, интересы, предыдущий игровой опыт, потребности и боли — понимание этого позволит подобрать механики и офферы, которые будут интересны конкретной группе пользователей.

    3. Выберите подходящую механику

    На основе цели и портрета аудитории подберите игровую механику: квест, лотерею, систему баллов, рейтинг или прогресс-бар. Главное — чтобы она была понятной, интересной и достижимой. Посмотрите проверенные механики на нашем сайте.

    4. Продумайте сценарий и гейм-дизайн

    Создайте логичную игровую структуру: этапы, задания, правила, награды. Важно, чтобы путь игрока был захватывающим, но не перегруженным — иначе интерес быстро угаснет.

    Настоятельно рекомендуем использовать в работе над проектом карту пути пользователя. Мы всегда делаем такие карты при создании игр. Они показывают маршрут игрока, связи его действий, игровых событий и сюжетных линий. Это помогает ничего не упустить на следующих этапах — от копирайтинга до интеграции проекта с бизнес-системами.

    CJM спецпроекта с механикой свайпера

    Карта пути игрока в спецпроекте EKONIKA, который напрямую пополнил «Избранное» клиентов

    5. Привяжите игру к бизнес-метрикам

    Каждое игровое действие должно вести пользователя к нужному вам результату: подписке, покупке, регистрации. Помните: игра — это не самоцель, а способ провести клиента по воронке.

    6. Разработайте игру

    Самостоятельно, с подрядчиком или на платформе. Убедитесь, что она работает стабильно, быстро загружается и адаптирована под мобильные устройства.

    7. Протестируйте перед запуском

    Запустите игру на ограниченную аудиторию или проведите тестирование в команде. Исправьте баги, проверьте UX, убедитесь, что всё понятно, работает и соответствует задумке. В EMAILMATRIX тестирование — обязательный этап, которым мы не пренебрегаем даже при самых сжатых сроках. Оно помогает не только выявлять технические ошибки, но и улучшать геймплей. Так, в поиске предметов для Wink мы доработали динамику игры, а в сортере для Hoff заменили часть игровых предметов.

    8. Запустите кампанию и продвигайте её

    Расскажите об игре во всех используемых вами каналах: емейл, соцсети, сайт, пуш-уведомления. Сделайте участие простым и желанным — донесите, что пользователь получит взамен.

    9. Анализируйте метрики и поведение

    Отслеживайте вовлечённость, конверсии, количество регистраций, глубину взаимодействия. Сравните показатели с аналогичными кампаниями без геймификации.

    10. Поддерживайте интерес и обновляйте механику

    Если игра рассчитана на длительный срок, важно добавлять новые задания, награды и поводы для участия. Регулярные апдейты — залог живого интереса.

    Геймификация в маркетинге: частые вопросы

    С какими типичными ошибками может столкнуться бизнес при создании игровых проектов?

    Главная ошибка — делать игру ради игры. Когда механика не привязана к бизнес-целям, она быстро теряет смысл и перестаёт работать. Часто забывают про юзер-флоу: если участие сложно, долго или непонятно — человек просто уходит.

    Также ошибкой является отсутствие обновлений. Запустили механику и забыли — интерес быстро угаснет.

    И ещё одна ловушка, про которую часто забывают, — поздний старт. Геймификация требует времени на продумывание и реализацию. Если хочется запустить новогоднюю игру, готовиться нужно уже в сентябре, а то и раньше. Попытка «прикрутить» механику за неделю до праздника превращается в аврал и даёт предсказуемо слабый результат.

    Есть ли специальные сервисы для геймификации?

    Да, и их становится всё больше. Есть как универсальные платформы, где можно собрать игру с нуля, так и готовые конструкторы для квизов, рулеток и лояльностных программ.

    • ACHIVX — российская платформа для геймификации бизнеса на всех уровнях: от маркетинга до HR. Позволяет строить персонализированные сценарии, интегрируется с CRM и ERP, даёт подробную аналитику. Подходит крупным компаниям и внутренним корпоративным системам мотивации.
    • Loymax — сервис для создания программ лояльности с элементами геймификации: баллы, уровни, персональные предложения. Особенно эффективен в ретейле и HoReCa. Помогает повышать повторные продажи и глубже понимать поведение клиентов.
    • Marquiz — простой и популярный конструктор квизов, который легко внедряется на сайт и подходит для сбора лидов. Используется и для микроигровых механик.
    • iSpring Learn — обучающая платформа с геймификацией. Позволяет внедрять баллы, бейджи, рейтинги и соревнования в образовательные курсы. Подходит для корпоративного обучения и повышения вовлечённости сотрудников.
    • Gamifier — сервис для геймификации CRM и процессов продаж. Встраивается в системы вроде Salesforce и Microsoft Dynamics, помогает мотивировать менеджеров через игровые KPI, рейтинги и награды.

    Каковы тренды маркетинговой геймификации?

    Сейчас геймификация становится интерактивнее, персонализированнее и умнее.

    На пике — микроигры в сторис и емейлах, квизы, где вопросы и сценарий меняются в зависимости от того, как отвечает человек. Всё чаще встречаются рейтинги и челленджи, в которых участники видят успехи других и получают дополнительную мотивацию за счёт этого «социального доказательства». Растёт тренд на ИИ-геймификацию, когда сценарий подстраивается под конкретного пользователя. Ещё один вектор — экологичность и смысл: пользователям интересны челленджи, которые приносят не только приз, но и пользу — себе, обществу, планете.

    Ну и, конечно, интеграция с соцсетями — чтобы делиться результатами, звать друзей и превращать геймификацию в вирусную механику.

    Как использовать геймификацию в ретейле?

    Ретейл — это настоящая игровая площадка. Вот несколько рабочих форматов:

    • Программы лояльности с баллами и уровнями: чем больше покупаешь — тем выше статус, скидки, эксклюзивы.
    • Интерактивы в приложении или на кассе: «крути колесо» после оплаты, «собери 5 покупок — получи подарок».
    • Челленджи по категориям товаров: например, купи 3 продукта из «здорового питания» и открой сюрприз.
    • Календарные акции: ежедневные бонусы, подарок за визит, мини-квесты с подсказками в отделах.

    Важно одно: геймификация должна быть встроена в реальный пользовательский путь, а не просто висеть «отдельной кнопкой». Только тогда она начнёт приносить прибыль.

    Наш же опыт показывает, что в ретейле отлично работают и разовые игровые проекты с различными механиками и задачами. Почитайте о наших кейсах: они не только подтвердят эффективность спецпроектов в ретейле, но и могут подсказать идеи для вашего бренда.

    Геймификация в маркетинге: выводы

    Игровые механики работают и будут работать — важно только реализовывать их качественно. Хорошая геймификация — это когда человек не чувствует, что его вовлекают. Ему просто интересно, понятно, приятно — и по пути он делает то, что нужно бизнесу. Игра ради фана работает один раз. Игра, встроенная в путь клиента, — снова и снова.

    Над материалом работал Максим Тарасенко

    У нас есть и своя игра — настолка «ТЗ»!
    Сможете запустить диджитал-проект без косяков?
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 743
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 743
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку