Геймификация в бизнесе
Кто не играл в игры? Это может быть тетрис, «Денди» из детства или настольная игра «Монополия». Большинство современных пользователей выросли на играх, а некоторые и сейчас не против провести вечер с друзьями за настолочкой. Но зачем нужна геймификация в бизнесе? Разбираем вопрос в этой статье.
Чтобы привлечь их, компании используют игровые механики. Это называется геймификацией. Но не все компании на неё решаются. Кто-то не понимает конечный результат такой маркетинговой активности, а кто-то вовсе не знает, с какого бока к ним подступиться.
Разрабатывая совместно со «Столото» игры «Новогодняя лихорадка», «Жилищная эпопея» и «Счастливый билет», мы чётко определяли бизнес-задачи компании и ориентировали игровые механики под них. В статье я расскажу о том, какие игровые механики существуют и как их применять, чтобы проект оказался успешным.
Зачем вам нужны игры
Представьте, что вас попросили разложить карты от двойки до туза. Развлечение сомнительное. Добавьте сюда правила игры — и вот вы уже раскладываете пасьянс. Геймификация превращает совершение покупки в игру и даёт пользователям возможность достичь новых успехов, увеличивая доверие клиента к компании. Ведь играть всегда интереснее.
С помощью геймификации компания мотивирует клиентов вести себя так, как ей нужно: покупать больше и чаще. Так чем же хороши игры и чему у них стоит поучиться бизнесу?
Прокачивать возможности клиентов
В игре все начинают с первого уровня. На этом этапе игрок понимает, что к чему, и учится всему, что необходимо для перехода на второй уровень, и так далее. Чем дольше он находится в игре, тем выше его уровень и тем больше возможностей ему открывается.

В бизнесе после первой покупки человек становится «клиентом 1-го уровня». Ваша задача — постепенно увеличивать его чек и получить «клиента 80-го уровня». Такая механика хорошо знакома брендам. Они используют её в виде бонусных программ с накопительными скидками — чем больше пользователь купил, тем выше его скидка в будущем. Именно так может работать геймификация в бизнесе.

Давать клиентам задания
В играх часто можно встретить задания вроде «убейте 5 звёздных жуков». Они подсказывают, что нужно сделать, чтобы получить награду.

Замените «жуков» на «товары», а «убить» на «купить» — и у вас получится задание для клиентов и геймификация в бизнесе. Выполняя такие задания, клиент постепенно достигает глобальной цели, а компания — реализует свой финансовый план. В качестве глобальной цели перед клиентом можно поставить получение максимальной скидки в программе лояльности или возможность принять участие в розыгрыше.

Учитывать достижения
Если игрок достигает определённых высот, например, убивает больше всех жуков, его ждут слава, признание, статус и тысяча монет в подарок. Он понимает, что его старания не напрасны, а другие игроки видят, к чему стремиться. Механика хорошо действует на «накопителей» и мотивирует проходить задания ещё более усердно.

Позвольте лучшим клиентам видеть себя в рейтинге любимых покупателей или подарите брендовый сувенир. Выделите их среди остальных клиентов, позвольте почувствовать себя особенными и расскажите об этом в соцсетях. Такой подход мотивирует аудиторию выполнять задания, которые вы приготовили.

Мотивировать к исследованию
Со временем герои игр покидают стены родного замка и отправляются исследовать подземелья. Там их ждут ещё большие награды.

Увеличивайте количество каналов взаимодействия с клиентом. Расскажите о том, какое отличное предложение ждёт его в соцсетях или на почте. Анонсируйте свои проекты по разным каналам, чтобы охватить всех своих клиентов.

Объединять клиентов
Исследовать подземелья одному непросто. Гораздо лучше позвать друзей, отправиться в путешествие вместе и получить усиление «Командного духа»!

Давайте клиенту награду за привлечение новых пользователей. Лучше — если скидку или бонусы получат оба. Механика реферальных программ основывается на сарафанном радио. Люди делятся хорошим продуктом со своими друзьями и получают бонусы. Компания — нового клиента, который получил скидку и позитивное первое впечатление от бренда. Кстати, за хорошие отзывы о вашем бренде также не забывайте поощрять.

Преподносить сюрпризы
Бонусные уровни, дополнительные очки и другие приятные штуки даются неожиданно. Игроки могут даже не знать о том, что они существуют, поэтому будут вдвойне рады их получить.

Устраивайте неожиданные флешсейлы или давайте подарочные бонусы без повода. Пусть клиент обрадуется тому, что просто открыл письмо в нужное время или заметил пуш-уведомление.

Устраивать соревнования
Это подземелье слишком мало для нас двоих. Самое время выяснить, кто тут главный, — будем убивать жуков на скорость! Победитель забирает всё.

Клиенты тоже могут соревноваться друг с другом за очень выгодное предложение, которое получит только ограниченный круг людей, — нужно побороться, чтобы попасть в их число. Соревнования создают ажиотаж и иллюзию дефицита. Бонус можно предложить тем, кто приобретёт больше товаров за ограниченное время.

Геймификация в бизнесе пособие по применению
Важно продумать игровую механику. Сама по себе геймификация не принесёт результатов, если она не будет привязана к маркетинговой составляющей. Нужно чётко понимать, для каких целей готовится игра:
Привлечь пользователей
Прямая реклама плохо воспринимается клиентами. На сайтах она часто блокируется браузерами, в офлайне она блокируется уже на уровне привычки. Люди устали видеть одни и те же рекламные ролики каждый день. Интересная игровая механика способна вернуть внимание пользователей и увеличить узнаваемость вашей компании.
В сезон отпусков компания «Столото», вместо того чтобы рекламировать лотереи, предложила пользователям сразу примерить на себя роль победителя. Игроки погрузились в историю молодой семьи Кати и Вани, которые выиграли в лотерею и теперь спешат как можно скорее собрать чемоданы, чтобы успеть на тёплые острова.

Увеличить продажи конкретного продукта
С помощью игр можно не только увеличивать узнаваемость бренда и привлекать новый трафик. Вы можете сделать продукт главным предметом вашей игры, рекламировать его и рассказывать о его преимуществах.
На 23 Февраля компания «Столото» выпустила необычную игру. Так как «День защитников Отечества» в глазах людей воспринимается скорее как «День мужчин», компания предложила своим клиентам выполнить один из трёх пунктов «чек-листа настоящего мужчины» — построить дом. В конце игроки видели, сколько этажей им удалось построить. Далее они могли продолжить строить виртуальные дома или попробовать выиграть настоящую квартиру в специальном праздничном тираже к 23 Февраля. Чуть больше половины предпочли второй вариант.

Поддержать кампанию по продвижению продукта
Если продажи не являются основной целью, геймификация в бизнесе может быть использована в качестве поддержки существующей маркетинговой кампании.
На Новый год компания «Столото» проводила рекордный розыгрыш — 2 миллиарда рублей. Информация о розыгрыше была повсюду. Чтобы не надоедать очередной рекламой, компания решила развлечь своих подписчиков новогодней игрой. Пользователи могли выбрать одного из персонажей кампании и поиграть за него. И многие такой возможностью воспользовались — в новогодней гонке приняло участие более 60 000 тысяч человек.

С помощью геймификации вы можете увеличить узнаваемость бренда. «Затягивающие» механики повышают лояльность клиентов и мотивируют их возвращаться к вам снова и снова, а соревновательные — создают иллюзию дефицита и увеличивают продажи. Главное — умело их применять. Игры уже давно не детская забава. Это ваш инструмент продаж.