Книги о маркетинге: прокачиваемся вместе с Гарри Поттером

Хорошие книги о маркетинге на вес золота. Поэтому я всегда радуюсь, когда нахожу такую. Я люблю серию книг о Гарри Поттере с самого первого дня выхода их в России, но только в классическом издании «Росмэна». Даже специально искала недостающие в домашней коллекции книги этого издательского дома.

Однажды в Фейсбуке наткнулась на проект на Planeta.ru по изданию странной книги — «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского. Сначала испытала шок и отторжение, затем любопытство пересилило.

Оказалось, что Джоан Роулинг позволяет писать на основе мира Гарри Поттера некоммерческие фанфики — любительские версии с героями её книг. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» как раз оказался таким фанфиком. В нём Гарри — мальчик-вундеркинд 11 лет. Он изучил кучу научной литературы и знаком с теорией вероятности, психологией, рациональностью и научным подходом. И при этом, конечно, остаётся волшебником.

Сюжет книги охватывает один год учёбы в Хогвартсе и затрагивает персонажей и события из всех частей оригинальной версии. На протяжении всего романа Гарри решает новые задачи с помощью… рациональности. Каждая глава иллюстрирует какое-то явление, метод или понятие из психологии. Наглядно поясняет, как их применять в жизни, — исправить ошибки планирования, использовать отложенное вознаграждение, научный метод или даже редукционизм.

Многие суждения из книги применимы к маркетингу, управлению проектами и продуктом, да и к бизнесу в целом. Взять хотя бы вот такую цитату, которая описывает весь подход MVP и growth hacking:

— Итак, — произнесла Гермиона. Она откинулась на спинку кресла, и на её лице опять появилось ехидное выражение. — Что мы сегодня выяснили?

— Я выяснил, — ответил Гарри сквозь зубы, — что, когда проводятся исследования самых основ по-настоящему запутанной проблемы, где у тебя нет ни малейшего представления о чём-либо, мои книги по научной методологии ни хрена не стоят.

— Выбирайте выражения, мистер Поттер! Некоторые из присутствующих — невинные юные девушки!

— Ладно. Если бы мои книги стоили хотя бы редьки — это просто овощ, ничего такого, — они бы дали мне следующий важный совет: если есть запутанная проблема, и ты только начал изучать её, и у тебя есть фальсифицируемая гипотеза, проверь её каким-нибудь простым способом. Не занимайся разработкой детально продуманного цикла опытов, который бы произвёл впечатление на комиссию, распределяющую гранты. Просто как можно быстрее проверь, какие идеи неверны, прежде чем тратить на них кучу усилий.

Книги о маркетинге и бизнесе не обязательно должны быть серьёзными исследованиями. Порой всё, что нам нужно знать, лежит на поверхности. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — это отличная книга, она интересная, динамичная и не только развлечёт, но и даст много пищи для ума и развития вас как профессионала.

Поделиться статьёй
Подписаться на рассылку