Содержание

    «Да, но». Чем дизайн писем отличается от веб-дизайна

    Электронные письма сегодня выглядят как полноценные сайты или лендинги. С виду структура и правда похожа. На деле при создании письма дизайнер сталкивается со множеством «да, но». Использовать разные шрифты можно? Да, но… А анимацию? Да, но…

    Дело в том, что у емейлов больше технических ограничений, чем у сайтов. Их ставят почтовые клиенты. Если при создании макета для рассылки не учитывать нюансы, то при вёрстке начнутся проблемы: поедут элементы, не отобразится текст. Как итог, крутая идея вылетит в трубу, подписчик не совершит целевое действие, а то и вовсе письмо попадёт в спам.

    Разберём общие моменты в емейл-дизайне и детали, которые отличают работу с электронными письмами.

    Почему с письмами столько нюансов

    Главная причина ограничений — безопасность. Почтовые сервисы блокируют большинство программ, форматов и стилей, чтобы защитить пользователей от вирусов, фишинга и другого мошенничества.

    При этом в отличие от браузеров, чьи технические требования примерно стандартизированы, у каждого почтовика свои условия. Поэтому нужен универсальный макет, который учтёт все правила. Иначе нельзя быть уверенным, что все получатели увидят письмо таким, каким оно задумывалось.

    А если вы хотите отправить AMP-письмо, то потребуется два макета: интерактивный для почтовиков, которые поддерживают технологию (Gmail, Mail.ru, Yahoo), и статичный для остальных.

    пример дизайна AMP-письма

    Стартовый экран AMP-письма

    пример дизайна емейл-рассылки

    HTML-письмо

    Кроме того, емейл-дизайн требует большей внимательности.

    • На сайте просто обновить информацию, исправить ошибки. Внести изменение в дизайн или текст массовой рассылки после отправки уже не получится. Каждый макет должен быть сделан хорошо сразу.
    • Если, скажем, взять устаревший логотип или допустить помарку в футере сайта, то будет достаточно внести одну правку, и она отобразится на всех страницах. С письмами иначе: макет, вёрстку и настройки в платформе каждого автоматического сообщения придётся исправлять отдельно. В уже отправленные письма внести изменения невозможно. Лучше избегать таких ситуаций.

    Особенности макета

    Большинство сайтов сегодня создаются под блочную систему.

    схема дизайна сайта

    В емейлах же используется табличная вёрстка.

    схема дизайна емейл-рассылки

    Письма можно назвать устаревшими сайтами, ведь когда-то сайты тоже верстали таблицами. Но с тех пор они ушли далеко вперёд, а почтовики в этом плане не развиваются.

    Елена Сеченых EMAILMATRIX

    Елена Сеченых

    руководитель отдела разработки EMAILMATRIX

    Макет письма основан на модульной сетке, в которой от 1 до 4 колонок. Больше — уже много: контент будет просто нечитабельным.

    Ширина макета

    Ширина контентной части сайта для десктопной версии обычно 1200–1400 px.

    Для контентной части емейла стандарт — 600 px. Технически возможны и более широкие письма, но есть риск, что на десктопе отобразится мобильная версия. А при плохой или отсутствующей адаптации макет может вовсе не влезть, появятся полосы прокрутки, потому что окно просмотра в почтовиках зачастую чуть шире 600 пикселей.

    пример неудачного дизайна емейл-рассылки

    Шрифты

    В дизайне сайтов нет жёстких ограничений по выбору шрифтов. Можно использовать любую веб-гарнитуру: даже если её нет у пользователя, она подгрузится с сервера.

    Почтовики, напомню, ничего со стороны не берут. Если дизайнер возьмёт «страшный» шрифт в тематике Хеллоуина, в письме он всё равно превратится в старый добрый Arial. Классная задумка не сработает.

    Так что для емейлов лучше брать только стандартные универсальные шрифты:

    • Arial
    • Comic Sans M
    • Courier New
    • Georgia
    • Impact
    • Tahoma
    • Times New Roman
    • Trebuchet MS
    • Verdana

    Что делать, если необходимо использовать нестандартную гарнитуру (к примеру, фирменный шрифт бренда)? Можно сверстать текст картинкой. Но осторожно: он может оказаться нечитабельным на смартфоне.

    пример неудачного дизайна емейл-рассылки

    Поэтому такой способ обычно используют для заголовков. Это крупные короткие надписи, которые остаются понятными при масштабировании на мобильных.

    пример типографики в дизайне емейл-рассылки

    Заголовки-картинки в рассылке EMAILMATRIX

    Анимация и интерактивность

    На сайтах используют JavaScript и CSS-анимацию. В письмах JavaScript неприменим из-за условий безопасности, а CSS — потому что сервисы не поддерживают нужные свойства. Так что только GIF, только хардкор.

    Хотя и здесь есть нюанс. Версии Outlook 2019 года и старше вместо полноценной гифки покажут только первый кадр.

    пример анимации в дизайне емейл-рассылок

    Анимированные кнопки, которые подняли СTOR рассылки с 3,1% до 3,9%

    Хорошая новость в том, что некоторые почтовые сервисы со временем становятся чуть продвинутее — поддерживают интерактивные компоненты в рамках той самой AMP-технологии. С её помощью можно реализовать определённые задумки, но не все: подключить пользовательский JS всё же нельзя по тем же соображением безопасности.

    Больше свободы и привычных приёмов есть в веб-письмах. По сути, это полноценный лендинг: хочешь — делай параллакс, хочешь — подключай библиотеки для анимации по скроллу. Но такие рассылки бренды заказывают реже, так как они сложнее в производстве и, соответственно, дороже. Подробнее о технических и маркетинговых возможностях интерактивных веб-версий читайте в нашей статье.

    Мобильная адаптация

    И сайты, и письма адаптируются под мобильные устройства. Для веб-дизайнера привычно использовать медиазапросы: задать правила для изменения макета в определённых условиях — например, уменьшить шрифт. Все современные браузеры поддерживают эту технологию.

    Почтовые сервисы тоже её поддерживают. Но! Кроме Яндекса и частично Outlook и Yahoo. Есть риск, что их пользователь увидит некорректное письмо. Скажем, картинка, которая должна была скрыться, останется на месте и поломает весь макет.

    пример макета емейл-рассылки

    Десктопная версия

    пример мобильной адаптации емейл-рассылки

    Мобильная версия в Mail.ru

    пример неудачной мобильной адаптации емейл-рассылки

    Мобильная версия в Яндексе

    Более подходящим решением будет использовать «резиновые» макеты с блочным перестроением элементов. В этой статье мы подробно разбираем 3 способа адаптации:

    • масштабирование — элементы меняют размеры пропорционально ширине экрана;
    • отсечение — элементы, которые не помещаются по ширине экрана, не отображаются;
    • перестроение — элементы, которые не помещаются по ширине экрана, перестраиваются один под другой.

    Графические элементы

    У веб-дизайнера большой выбор в форматах изображений. Для сайта подойдут традиционные растровые и векторные форматы, плюс есть современные варианты вроде WebP и AVIF.

    Для писем годятся только jpg, png, gif.

    Хороший способ сделать так, чтобы изображения выглядели хорошо на любом устройстве: брать картинки в два раза больше конечного размера.

    На фон под письмом ни у кого из сервисов особых ограничений нет: любой цвет, любой размер, любой паттерн. Хотя Outlook отобразит письмо некорректно, если в макете наложены друг на друга два и более фоновых изображения.

    Тёмная тема

    В вебе тёмная тема — вещь контролируемая. Можно сделать сайт с переключением светлой на тёмную, можно оставить светлую, даже если в браузере стоит тёмная.

    Большинство почтовых сервисов тоже поддерживают тёмную тему: инвертируются цвета текста, фона и кнопок. В большинстве почтовиков управлять инверсией нельзя: они сами подстроят письмо по собственным правилам.

    Проблема в том, что правила у сервисов разнятся. С одним и тем же письмом в разных сервисах может случиться несколько вещей:

    • цвета инвертируются полностью — светлое станет тёмным и наоборот;
    • цвета инвертируются частично — только отдельные элементы;
    • ничего не произойдёт — письмо не реагирует на тёмную тему.

    При этом алгоритмы инверсии тоже неодинаковые:

    инвертирование цвета в разных почтовых сервисах

    Если не предусмотреть адаптацию к тёмной теме, можно потерять некоторые элементы — от текста до кнопок.

    пример дизайна емейл-рассылки

    Письмо в светлой теме…

    пример неудачного дизайна емейл-рассылки

    …и в тёмной

    Что можно сделать, чтобы не испортить письмо в тёмной теме:

    • делать обводку у логотипа (если позволяет брендбук) и заголовка в цвет фона;
    • сделать подложку для логотипа также в цвет фона в светлой теме;
    • продумать отображение карточек товаров в тёмной и светлой теме: например, вырезать фон или сделать рамку.

    Более подробные рекомендации по адаптации писем к тёмной теме можете найти в статье о подготовке макета к вёрстке.

    Перед отправкой важно провести тест. Вот варианты:

    Что ещё не сработает в письмах

    Есть и другие отличительные моменты емейла, связанные с дизайном.

    В письме обязательно должен быть текст

    Если столько нюансов с элементами, не проще ли сделать сплошную картинку? Нет. Почтовики могут воспринимать такие письма как потенциально опасные и отправлять в спам.

    А Outlook и некоторые другие сервисы по умолчанию блокируют картинки, то есть получатель не увидит вообще ничего. Поэтому текст в письме должен быть непременно.

    Нельзя поворачивать блоки с текстами

    На сайте можно наклонять текстовые блоки под произвольными углами. В письме такое можно реализовать только картинкой, но такой текст не будет доступен для копирования. Это ухудшает пользовательский опыт — особенно для промокодов вида 12XZG14H9.

    Запомнить

    По сравнению с сайтами емейлы имеют много ограничений. Прежде чем браться за реализацию гениальной идеи, проверьте:

    • как можно воплотить креативный замысел в условиях статичного макета без оригинальной анимации и супершрифтов;
    • как можно адаптировать идею к требованиям разных почтовиков;
    • какими сервисами пользуются ваши подписчики: если у большинства Gmail и Mail.ru, то для интерактива подойдёт AMP-письмо, в противном случае разместите его в веб-версии.

    И не забывайте, что даже при таких ограничениях в рассылках можно реализовать много классных идей. За примерами далеко ходить не надо.

    Над материалом работала Ирина Пожидаева

    Гайд по тёмной теме в письмах
    Пришлём на почту
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 751
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 751
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку