Содержание

    Как расставаться с сотрудниками, чтобы они продолжали любить компанию? Наш опыт

    Искать и нанимать персонал, адаптировать и развивать его бывает непросто, но эти задачи кажутся многим руководителям и HR намного приятнее, чем увольнение. Во время него частенько вскрываются проблемы в группе, отделе или компании, случается негатив, который нужно отрабатывать.

    Принято считать, что в процедуру увольнения входит только заявление, приказ и финальный расчёт, но это далеко не так. Мы в EMAILMATRIX уделяем много времени этому процессу, потому что считаем, что расставаться нужно грамотно. Ниже расскажу, почему вам тоже стоит так делать, а в конце статьи и вовсе раскрою наши самые классные кейсы!

    Роль руководителя

    Процедура ухода сотрудника начинается задолго до того, как он подаёт заявление. В нашей компании не только HR несёт ответственность за то, на какой ноте мы расстанемся с человеком.

    Обычно первым о грядущем уходе узнаёт руководитель. Для сотрудника сообщить об этом — большой стресс, особенно если отношения с начальником хорошие. Поэтому для него крайне важна адекватная реакция собеседника на такую новость.

    Руководителю в этот момент нужно собраться, не запаниковать и уточнить у сотрудника причины, чтобы понять, сможем ли мы решить возникшие трудности или это окончательное решение. Очень важно не превратить это в разбор полётов, взаимные обвинения и выяснение отношений.

    В нашей компании HR всегда на связи с тимлидами по теме работы с сотрудниками. Мы проводим консультации, обучающие тренинги, разборы кейсов и так далее, чтобы руководитель чувствовал себя уверенно в подобной ситуации.

    Вот как мы советуем действовать тимлиду:

    1. Сделать паузу и собраться с мыслями, если сообщение сотрудника об уходе стало неожиданностью.

    2. Сразу связаться с сотрудником и проговорить дальнейшие шаги.

    3. Подготовить план встречи:

      • спросить об эмоциональном состоянии сотрудника, ведь для него это решение могло быть непростым;

      • выяснить и обсудить причины увольнения;

      • обсудить передачу дел, последний рабочий день и прочие организационные моменты.

    Необходимо контролировать ход встречи и быть готовым к бурным реакциям. Мы советуем руководителям сосредоточиться на фактах, а не на эмоциях.

    После общения с сотрудником руководитель передаёт в отдел HR список причин, по которым сотрудник решил покинуть компанию, и подробности организационных договорённостей. Это облегчает последующее общение.

    Этапы увольнения

    Процедура увольнения в нашем агентстве состоит из следующих этапов.

    1. Объяснить организационные моменты

    Увольнение — это всегда неизвестность и стресс для сотрудника, даже если он давно на это решился и всё взвесил. Важно сразу рассказать о том, как написать заявление, кому его передать, какие процедуры предстоит пройти и когда это будет происходить, когда он получит финальный расчёт и все документы.

    Даже если у сотрудника большой опыт работы, важно держать его в курсе дела.

    2. Прислать выходной опросник

    Уход сотрудника может сильно ударить по финансам компании, поэтому анализ увольнений и их причин — одна из самых важных HR-задач.

    Нашим сотрудникам мы в таких случаях всегда высылаем опросник, который помогает собрать самые важные данные:

    • как он принял решение покинуть компанию;

    • факторы, которые на это повлияли (от того, насколько интересны задачи, до личных обстоятельств);

    • насколько понятны были цели и задачи;

    • комфортно ли было работать с руководителем и командой.

    Можно собрать мини-срез eNPS среди увольняющихся. Этот опрос позволяет оценить, посоветуют ли они компанию в качестве работодателя, рассматривают ли возможность вернуться.

    Опросы помогают понять, какие процессы стоит поправить. На их основании HR и руководитель выстраивают ход exit-интервью.

    выходной опрос при увольнении

    3. Уладить формальности

    Выдать все закрывающие документы и справки. Вовремя сообщить всю организационную информацию: когда закроются учётки, когда будет финальный финансовый расчёт, как будет проходить процедура увольнения и так далее. Сделать расчёт в обозначенный срок.

    Это банальные вещи — но всё же они ощутимо влияют на послевкусие, которое остаётся у сотрудника.

    4. Еxit-интервью

    Да, опросник, как правило, даёт достаточную информацию о разных показателях, но не менее важно провести личную беседу. Уходящие сотрудники — та категория, которая может дать самую честную обратную связь.

    Правда, иногда они боятся говорить о плохом — из страха не получить какие-то документы или выплаты. Поэтому мы проводим exit-интервью в последний рабочий день, когда все формальности уже позади. И узнаём много интересного.

    Например, однажды сотрудник рассказал о ряде нюансов во взаимодействии с руководителем, о которых не хотел сообщать в опросе. Мы изучили ситуацию, выяснили, что это была общая проблема, и в итоге смогли улучшить взаимодействие во всей команде.

    Что, если инициатор увольнения — компания?

    Прежде чем прекратить сотрудничество, мы проводим большую работу с сотрудником:

    • подробно выясняем все успехи и трудности обеих сторон: самого сотрудника и руководителя;

    • если сотрудник находится на этапе адаптации, корректируем её план с учётом индивидуальных особенностей (например, одни люди предпочитают медленно погружаться в проекты, а другим быстро наскучивает изучать теорию и хочется больше практических задач);

    • углубляемся в причины, по которым у сотрудника возникают трудности.

    И только когда понимаем, что сделали всё, что было в наших силах, мы принимаем решение попрощаться с сотрудником. Это не становится новостью, так как мы всегда информируем работников о том, где проходит грань, за которой — только увольнение. Также в агентстве все знают плановые показатели своей работы и понимают, насколько успешно справляются.

    Такой чёткий и честный процесс показывает, что в решении компании нет придирок или личной неприязни. Это помогает снять большую часть негатива и расстаться на хорошей ноте.

    Зачем увольнять правильно?

    Правильное увольнение — это всегда игра вдолгую, но она точно того стоит. Грамотно расставаясь с сотрудниками, вы не только поддерживаете HR-бренд компании в целом. Это позволяет также, к примеру, экономить на подборе персонала. К вам могут вернуться коллеги, которые когда-то ушли по личным причинам. А некоторые «бывшие» останутся в ваших проектах в качестве фрилансеров.

    В 2024 году мы закрывали довольно дорогую с точки зрения бюджета вакансию backend-разработчика. Сфера у нас узконаправленная, поэтому поиск обещал быть «интересным», да и простой проектов без специалиста обходился недёшево.

    И тут на помощь пришла наша бывшая сотрудница! Она следила за обновлениями вакансий на сайте и написала HR, что знает отличного человека, который подойдёт на эту роль. Искра, буря, безумие — и сложная вакансия закрыта за неделю. А бывшая коллега ещё и получила приятную денежную плюшку: у нас есть бонусы за рекомендацию кадров, и они действуют в том числе для экс-сотрудников.

    Также к нам возвращаются сотрудники, которые покинули агентство несколько лет назад. Только за 2023–2024-й таких было пятеро. Это очень удобно: люди уже знакомы с компанией, сервисами, коллегами и обязанностями. Адаптация проходит гораздо быстрее и эффективнее, в том числе и с точки зрения финансов.

    Вот такой секрет наших классных отношений с уволившимися сотрудниками, пользуйтесь и благодарите 😉

    Как на деле применять HR-тренды?
    Пришлём на почту запись вебинара
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 738
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 738
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку