9 способов помочь сотрудникам побороть стресс от кризиса: опыт EMAILMATRIX
Для комфорта и спокойствия человеку нужно, чтобы удовлетворялись его базовые потребности. Вторая в классической пирамиде Маслоу — потребность в безопасности, и с ней сейчас есть сложности.
Работа занимает примерно треть жизни человека и очевидно влияет на её качество. Компания в силах помочь сотрудникам справиться с тревогой, и это в её же интересах: нервничающий работник — неэффективный работник. Бизнесу пора окончательно забыть о принципе «Помоги себе сам».
Вот 9 работающих инструментов (проверено на команде EMAILMATRIX), с которыми вы поможете команде в эти непростые времена.
Держать всех в курсе
Люди усиленно следят за новостями, чтобы знать политическую и экономическую ситуацию в стране. Управленческое звено должно стать информационным ресурсом и освещать происходящее внутри компании.
Говорите о делах открыто и честно, даже если они идут не очень. Так вы предотвратите домыслы и позволите команде вовремя подготовиться к изменениям. Если же последние громкие события не несут рисков для компании и сотрудников, дайте понять, что у них есть островок стабильности в этом мире.
Выпускать «сводку новостей» нужно регулярно и не реже раза в неделю.
Поддерживать друг друга
Этот совет — для всех сотрудников независимо от роли в компании. Думаем, объяснять его значение не нужно.
Не стесняйтесь принимать поддержку от коллег и поддерживать их в ответ. Знание, что ты не один, сейчас особенно ценно.
Не дать забыть, как улыбаться
Наверное, у любой компании во внутреннем мессенджере есть канал с мемами. Мы не исключение. Каждый сотрудник может поделиться здесь тем, что веселит его и будет понятно коллегам. В последний месяц активность не снизилась: смех — отличный способ отвлечься от того, что гнетёт.
Аккуратно шутить на актуальные темы не возбраняется: это неплохая возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны. Как говорил директор известной школы чародейства и волшебства: «Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к юмору свету».
Позаботиться о себе
Помните инструкцию в самолётах: «Сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом — ребёнка». Взрослый несёт ответственность за своих детей; если он отключится, пока будет надевать маску на ребёнка, тому уже никто не поможет.
Для руководителя в этом сравнении «ребёнок» — подчинённый, а «кислородная маска» — устойчивое психологическое состояние. Помогать сотрудникам стоит, только убедившись, что вы сами спокойны и можете внятно доносить свои мысли.
Продолжать внутренние мероприятия
Нынешнее время может показаться не лучшим для корпоративных мероприятий, но на самом деле сейчас они, возможно, даже важнее, чем раньше. Одни из них — способ расслабиться, другие — настроиться на работу. Наши сотрудники стали активнее участвовать во внутренних событиях, и негативных комментариев о «несвоевременности» мы не получали.
Сегодня актуальны и стандартные развлечения вроде общего похода на квиз или в боулинг, и более «серьёзные» форматы. Например, мы каждые два месяца проводим «Винотерапию» — общую встречу с психологом на тему, которую выберет команда. В марте мы планировали обсудить синдром самозванца, но жизнь внесла коррективы, и мы единогласно сменили тему на борьбу со стрессом.
Помните, что цель корпоративных мероприятий — не ставить галочки в соответствующем отчёте, а повышать мотивацию сотрудников к работе и лояльность к компании. Поэтому обязательно узнавайте у команды об интересных ей темах и форматах. Полагаясь исключительно на собственные предпочтения, вы этих целей не достигнете.
Найти каждому задачи
Не все компании сохраняют привычный объём работы — это не секрет. Что сотрудники сделают с освободившимся временем, если не направить их в правильное русло? Возможно, затянут выполнение оставшихся задач и не будут самостоятельно искать новые.
Руководителям нужно оценить текущую загрузку сотрудников и придумать, как наполнить свободные часы. Два основных варианта — задачи, до которых не доходили руки (когда, если не сейчас?), и право тратить рабочее время на обучение. Полученные знания, само собой, должны быть релевантными для компании.
С загрузкой могут помочь и сотрудники других отделов. Вот отличный пример от нашего директора по маркетингу Кати Чикулаевой:
Поддерживать инициативы
Сотруднику важно знать, что его компания умеет не только слушать, но и слышать. И если он сам предлагает инструменты, способные помочь ему или коллегам справиться с ситуацией, — не стоит это игнорировать. Специалист хочет временно уйти на удалёнку без потери в качестве? Честно рассмотрите такой вариант. Команда предлагает совместные занятия йогой по утрам? Помогите с организацией.
Наш менеджер по продукту Света Горякина вызвалась провести вебинар по борьбе со стрессом. Теперь мы активно используем приёмы, о которых она рассказала, и видим положительную динамику.
Напомнить о своём неравнодушии
Чтобы сотрудники не стеснялись приходить с инициативами или тревогами, они должны понимать, что их как минимум внимательно выслушают. Отделу персонала и руководителям групп нужно донести до всех, что компания максимально заинтересована в эмоциональной и физической стабильности коллектива.
Возможно, не все воспользуются опцией разговора с эйчаром или тимлидом. Но даже просто знать о её существовании — важно для каждого.
Подключать профессионалов
Если чувствуете, что стабилизировать состояние сотрудников своими силами не выходит, подключайте профессиональных экспертов-психологов.
Вариантов много. Выше мы упоминали формат групповых встреч по Зуму. Полезной будет и горячая линия с психологом: скажем, он ежедневно после обеда будет отвечать на вопросы из мессенджера. Модель и стоимость, конечно, оговариваются индивидуально.
Мы в EMAILMATRIX сделали психологическую помощь частью внутренней бенефит-платформы, которую запускаем прямо сейчас. Каждый сотрудник будет получать баллы за рабочие достижения и сможет обменивать их на полезные для себя подарки — и среди них будут абонементы на онлайн-сессии со специалистами. В России работают несколько профильных сервисов, мы планируем использовать «Ясно».
Какой бы формат вы ни выбрали, не забывайте: это лишь дополнительный инструмент. Руководитель и эйчар не должны полностью отдавать психологическое состояние сотрудника в чужие руки.
Надеемся, наши советы помогут вам пережить сложный период и вернуться к нормальной жизни, не потеряв самый главный ресурс бизнеса — людей.