Содержание

    В формате консалтинга помогли улучшить CRM-стратегию продвижения антивируса

    Кейс PRO32

    Что делать, если результаты CRM-маркетинга не устраивают, а инхаус-команде не хватает ресурсов? Найти свежий взгляд со стороны. Именно так поступила компания PRO32 и обратилась к нам за стратегическим консалтингом.

    Задача

    PRO32 (экс-команда ESET) — поставщик IT-решений для бизнеса, госструктур и домашних пользователей. Больше 20 лет работает на международном рынке и обладает обширной экспертностью в разработке и продаже ПО.

    Компании требовался аудит емейл-коммуникаций после ребрендинга. Её внутренний анализ показал: многие клиенты не понимали, что антивирусы PRO32 — альтернатива продуктам ESET. Это влияло на количество продлений подписок среди пользователей нового бренда.

    Клиент поставил нам две основные задачи:

    • Навести порядок в структуре CRM-маркетинга: оценить текущее состояние и определить, что нужно сохранить и что — изменить.
    • Найти способы увеличить retention-показатели, сократить отток клиентов и научить правильно его считать.

    Клиент хотел, чтобы привлечённые специалисты глубоко погрузились в продукт и бизнес-процессы. Он выбрал EMAILMATRIX, так как мы работаем итерационно и перед внедрением каких-то изменений проводим аналитическую оценку. Другие агентства предлагали разработать сразу всю CRM-стратегию с внушительным объёмом работ и бюджетом — это вызывало сомнения у компании.

    Решение

    Стратегический консалтинг — это поэтапная, совместная работа стратега из агентства и команды бренда. Мы объединяем её знания о продукте с нашим опытом в CRM-маркетинге, чтобы найти те решения, которые подходят конкретной компании.

    Для чего нужен стратегический консалтинг:

    • Определить приоритеты. Чтобы понять, какие задачи действительно важны для роста CRM-направления, а какие тянут ресурсы впустую.
    • Помочь инхаус-специалисту. Когда свой штат CRM небольшой, бывает сложно охватить весь объём аналитических и стратегических задач.
    • Увидеть неочевидные мелочи. У внутренних специалистов часто замыливается глаз, из-за этого они могут не замечать подводные камни, которые лишают компанию нужного результата.

    Аудит по направлениям

    Работу мы построили поэтапно. Сначала изучили вводные данные, затем встретились с клиентом, чтобы уточнить цели и задачи. Также договорились о двух контрольных звонках, чтобы сверяться с целями и актуализировать их. В остальное время общались в переписке: клиент мог в любое время задать вопросы, а мы — получить необходимую информацию.

    Первый этап погружения — это аудиты по направлениям. Они создают базу для стратегического анализа и помогают найти больше деталей, которые влияют на показатели. Профильные специалисты EMAILMATRIX проанализировали:

    Тексты. Изучили структуру и тональность писем. Мы предложили сделать рассылку более полезной: добавить объяснения фич продукта, чтобы клиент понимал, за что платит. Ещё одна рекомендация — создать маркетинговую редполитику: единообразие способствует узнаваемости и цельности коммуникации. Дополнительно посоветовали изменить темы писем для лучшей открываемости:

    рекомендации по текстам рассылки для PRO32

    Дизайн. Мы обратили внимание на перегруженный и хаотичный визуал в рассылке. Это мешает пользователю воспринимать информацию, из-за чего дочитываемость и конверсионность могут падать.

    пример недочётов в дизайне рассылки

    Отступы между блоками неупорядоченные

    пример недочётов в мобильной адаптации рассылки

    В мобильной версии все блоки сливаются

    Чтобы письма выглядели понятнее и аккуратнее, мы предложили внедрить мастер-шаблон. В нём прорисовываются все блоки под любые типы емейлов бренда с указанием вариантов кнопок, отступов, хедеров, футеров и шрифтов. Этот инструмент обеспечивает единство визуального стиля рассылки и ускоряет дизайн и вёрстку писем в 2–3 раза.

    Вёрстка. Проанализировали, как письма отображаются на разных устройствах и в почтовых клиентах. Заметили, что не для всех провайдеров есть мобильная адаптация — а без этого страдает читабельность. Мы дали советы по адаптивной вёрстке и оптимизации изображений, чтобы они везде оставались чёткими и красивыми:

    рекомендации по вёрстке писем для PRO32
    рекомендации по вёрстке писем для PRO32

    Техническая настройка. Проверили репутацию отправителя, DNS-записи и качество базы, проанализировали доставляемость. Выяснилось, что некоторые IP-адреса находились в чёрных списках, которые влияют на доставляемость в корпоративные ящики. Это важно, так как клиент продаёт B2B-продукты. Мы предложили провалидировать базу, внедрить Double Opt-in и принять другие меры, чтобы уменьшить попадания в спам.

    пример рекомендации из аудита CRM-стратегии

    В борьбе со спамом в Gmail все средства хороши

    Также порекомендовали чаще отправлять рассылки на активные сегменты, чтобы поднять открываемость. Она, в свою очередь, влияет на репутацию отправителя в глазах почтовиков.

    Стратегический анализ

    После аудитов, проведённых коллегами, я приступила к стратегическому анализу, следуя трём принципам:

    • Глубокое погружение в бизнес. Мы изучаем не только рассылки, но и бизнес клиента. Сначала проводим брифинг в несколько этапов, затем изучаем продукт: его плюсы и минусы, кто покупает и почему. После идём по пути пользователя: изучаем информацию на сайте, регистрируемся в личном кабинете, подписываемся на рассылку.

      Отдельно изучаем путь после покупки: как бренд работает с текущими клиентами, какими триггерами удерживает, какую стратегию использует в массовых рассылках.

      Погружение в бизнес позволяет выяснить минимум две вещи: на каких этапах отваливаются потенциальные клиенты и почему действующие пользователи не продлевают подписку.

    • Персонализированные рекомендации. Благодаря глубокому анализу бренда, опыту и стратегическому видению мы понимаем, какие инструменты могут сработать, а какие будут неэффективны для конкретной компании в конкретной ситуации. Такую информацию сложно взять из книг или статей: даже подходящие по сфере или типу продукта кейсы нельзя в точности перенести на другой бизнес.
    • Чёткая структура работы. Мы разбиваем работу на этапы: изучение продукта, взаимодействие с клиентом, дозапрос информации в процессе, финальное согласование. Также мы проводим промежуточные согласования. Пошаговый план помогает не сбиться с цели, а промежуточные согласования уточняют её.

    Вот что я изучила:

    Продукты. Для B2B- и B2C-сегмента, их наполнение и возможности, сложности и нюансы продаж. Это помогает строить индивидуальную стратегию, продумывать эффективные тактики удержания и кросс-сейла.

    Сайт. Я изучаю сайт, чтобы увидеть неочевидные детали, которые может не замечать инхаус-команда. Например, я обнаружила, что на сайте не было описания компании — а это особенно важно после ребрендинга. Без него потенциальный клиент может не понять, где он находится и чем ему будет полезен бренд.

    Формы подписки. Единственной точкой входа в рассылку PRO32, если вы не покупаете продукт, были попапы. Это очень неудобно: если посетитель закрывает попап, то больше никак не сможет подписаться. Поэтому в первую очередь я порекомендовала внедрить статичную сквозную форму подписки.

    Также в попапах не проверялась корректность адреса. Я посоветовала внедрить проверку, так как она поможет защитить базу от невалидных адресов, которые портят репутацию домена и мешают аналитике.

    рекомендация из аудита емейл-маркетинга

    Процесс регистрации. Ни при регистрации, ни в личном кабинете пользователь не мог подписаться на рассылку. При этом у подписавшихся через попап появлялся менеджер подписок, но ограниченный: если человек выбрал направление (B2B или B2C) на старте, то сменить его уже не получится. Это искусственно ограничивало число пользователей в базе и возможности дополнительных продаж.

    Цепочки писем. Я изучила контент массовых рассылок и триггеров, а также веб-пуши, проанализировала их основные метрики. Это позволило определить несколько проблем:

    • Нет системности в отправке массовых писем. Не проработана контентная стратегия: что, кому, куда и как часто отправлять. Это не позволяет обеспечить постоянный прогрев пользователей, что влияет на возвращаемость и допродажи. Улучшение коммуникации с текущими клиентами закладывает основу для дальнейшего роста ретеншен-показателей и сокращения оттока — как раз то, зачем пришёл клиент.
    • Нет контентных писем. Они глубже знакомят аудиторию с продуктом, помогают узнавать о его преимуществах и делать выбор в пользу бренда. Это также улучшает ретеншен.
    • Триггеры охватывали не все сценарии пользовательского поведения. Я предложила внедрить новые цепочки — в частности, брошенный просмотр. Также требовалось доработать часть существующих цепочек: увеличить количество сообщений, скорректировать условия отправки, переделать структуру, дизайн и тексты писем.
    • В Mindbox были настроены сложные цепочки писем и встречалось задвоение кампаний. Это существенно затрудняло взаимодействие с платформой. Мы рекомендовали почистить кампании и ненужные цепочки, чтобы и инхаус-команде, и привлечённым специалистам было проще работать.

    Представление итогов

    Итогом аналитической работы стала 41 стратегическая рекомендация. Мы объединили их с результатами аудитов в презентацию — вышло 100+ слайдов. Чтобы презентация была понятной, разделили информацию по направлениям. В каждом разделе показали анализ текущей ситуации, подсветили недостатки и на отдельных слайдах привели наши предложения.

    Мы представили презентацию клиенту на финальной встрече, подробно объяснили все рекомендации и ответили на вопросы. После мы оставались на связи в мессенджерах и продолжили обсуждать приоритетные направления дальнейшей работы по предложенным рекомендациям.

    Для примера приведу некоторые рекомендации:

    • Составить Customer Journey Map и карту триггерных коммуникаций на её основе. Карты наглядно покажут, в какой точке отваливается пользователь, почему он не доходит до покупки и где и как нужно усилить коммуникацию. Также дали короткие рекомендации, как улучшить текущие триггеры.
    • Сделать триггерные цепочки каскадными. Благодаря этому можно цеплять клиентов в тех каналах, которые им привычны. Коммуникация станет результативнее при меньших затратах.
    • Сегментировать базу. Персонализированные решения для активных, бывших и потенциальных клиентов помогут повысить конверсию.
    • Одним из запросов клиента было уменьшение оттока, эту тему мы рассмотрели подробно и расписали варианты контента для удержания разных сегментов по степени прогретости в оттоке:
    пример рекомендаций из аудита рассылки
    • Сделать варианты онбординговых цепочек под категории пользователей. Купил впервые, перешёл с ESET, продлил PRO32 — у клиентов разный уровень погружения в продукт, и это нужно учитывать. Пропустившим ребрендинг стоит рассказать о нём, а тем, кто продлил подписку, можно представить новые фичи.
    • Разбавить проморассылки контентными, полезными, креативными письмами. Благодаря им бренд сможет растить лояльность и заинтересованность пользователей, а также подогревать их своей экспертностью.
    • Делать кросс-промо коммуникации. Если клиент приобрёл антивирус, можно довести его до покупки дополнительных продуктов.

    Результат

    Фактически мы создали готовую энциклопедию CRM-маркетинга PRO32. Теперь мы и, самое главное, сам клиент понимаем и хорошо представляем все направления работы, зоны роста, проблемы и пути их решения. Команда бренда получила Helicopter View и может видеть общую картину.

    Также клиент получил конкретные рекомендации, которые подходят именно ему и отвечают запросам. Они позволят оптимизировать структуру CRM-маркетинга, увеличить узнаваемость бренда и повторные продажи и снизить отток.

    Часть наших предложений PRO32 внедрили ещё по ходу работы. Над остальными мы сейчас работаем вместе — к примеру, уже готова карта триггерных коммуникаций для основных сценариев пользовательского поведения.

    карта триггерных коммуникаций для CRM-стратегии

    Мы составили рекомендации так, чтобы клиент мог реализовать их сам, но он решил продолжить работу с EMAILMATRIX. Причина — наша работа на этапе консалтинга ответила его ожиданиям: мы глубоко погрузились в продукт и проанализировали его со всех сторон.

    Отзыв клиента

    Команда EMAILMATRIX провела комплексный аудит и консалтинг текущих емейл-коммуникаций PRO32. Часть предложенных рекомендаций внедрили ещё в процессе работы, что уже принесло результаты. Например, внедрение сквозной формы подписки способствовало увеличению числа подписчиков, а запуск каскадных сценариев позволил сделать коммуникацию более персонализированной и эффективной.

    Мария Агаркова из PRO32

    Мария Агаркова
    руководитель направления интернет-продвижения и коммуникаций PRO32

    Над материалом работала Валерия Шведова

    КОМАНДА
    ПРОЕКТА

    Валерия Семёнова
    менеджер проекта, CRM-стратег
    Виктория Костюкова
    CRM-консультант
    Аделина Амирзянова
    консультант по контенту
    Марина Мартынихина
    консультант по контенту
    Елизавета Верещагина
    консультант по контенту
    Ольга Курылёва
    консультант по дизайну
    Оксана Гарибова
    консультант по вёрстке
    Алла Гладкова
    технический консультант
    Анжела Корниенко
    дизайнер

    Чем мы можем помочь вам?

    Давайте обсудим ваши задачи
    Имя
    Корпоративный email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1475
                [name] => Кейсы
                [slug] => cases
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1957
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 1425
                [count] => 65
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1475
                [category_count] => 65
                [category_description] => 
                [cat_name] => Кейсы
                [category_nicename] => cases
                [category_parent] => 1425
            )
    
    )
    
    Поделиться кейсом
    Подписаться на рассылку