Содержание

    Рассылка на 23 Февраля: что делать бизнесу в 2023 году?

    23 Февраля — значимый инфоповод в календаре CRM-маркетологов, для него есть стандарты и шаблоны работы. Но в этом году традиционные рассылки о Дне защитника Отечества будто бы стали неуместными. Аудиторию может напрячь как упоминание армии, так и, напротив, признание защитниками всех мужчин, а не только бойцов на передовой.

    Как в 2023 году бизнесу поздравить подписчиков с 23 Февраля и не разозлить их? Что делать, если всё-таки разозлили? И уместно ли в текущих условиях зарабатывать на этом празднике? Своим мнением в прямом эфире поделились практикующие эксперты:

    • Павел Давыдов, руководитель группы автоматизации CRM-маркетинга «СберМегаМаркет»;
    • Юлия Хацёла, руководитель проектной группы EMAILMATRIX;
    • Семён Семчишкин, CRM-маркетолог БК «Леон»;
    • Анастасия Васина, CRM-маркетолог Skyeng.

    Запись часовой беседы доступна в Telegram-канале EMAILMATRIX. Ниже — конспект.

    Что обычно рассылают бренды в День защитника Отечества?

    Павел Давыдов: Десять лет назад нормой были письма-открытки с военной символикой: бизнес просто напоминал клиентам о себе. Постепенно милитаризация рассылок снизились до минимума, а на её место пришёл полезный контент — хотя бы в виде подборок товаров для мужчин. Дольше всех открытки слали B2B-бренды, но даже они поняли, что это никому не интересно, и начали добавлять пользу.

    Юлия Хацёла: Для онлайн-магазинов праздник давно превратился в просто «мужской день», повод для подарков. Об этом и их сообщения: главный тренд последних лет для рассылок на 23 Февраля — подбор подарков. Хотя ящик в это время всегда завален письмами и там можно найти всё, от сегментированных предложений до открыток. А один наш клиент из e-commerce в прошлом году разослал в подарок подписчикам промокод на Pornhub.

    Какие письма на 23 Февраля будут уместны в этом году?

    Юлия Хацёла: Универсального рецепта нет. Всё зависит от того, насколько бренд вписан в текущую повестку. Например, магазины, думаю, сохранят тематику подарков и воздержатся от милитаристской тональности в пользу поздравления мужчин вообще.

    Главное — понимать целевую аудиторию. Учитывайте её запросы и свои взаимоотношения с ней, а также общую контент-стратегию. И при любом решении готовьтесь отработать реакцию пользователей.

    Семён Семчишкин: Я бы заходил через юмор. Перед эфиром я покопался в почте, и меня зацепило письмо с прикольно отрисованным монологом девушки. Что-то вроде: «Мальчики читают со скидкой. Девочки, пока ждём своей очереди». Меня это позабавило, и я обратил внимание и на промокод, и на эту рассылку в целом.

    Ещё я бы попробовал вообще абстрагироваться от праздника и обратить внимание на другие достоинства мужчин, кроме способностей защитника. На мужской стиль, например.

    Павел Давыдов: Не вижу ничего плохого в рассылках с какой-то пользой: актуальной скидкой или, скажем, интересной рекомендацией. Вот если бренду совсем нечего предложить клиентам в тему праздника, то лучше промолчать, чем слать открытки.

    Полагаю, никто не станет гнуть линию «защиты» — даже интересно посмотреть, решится ли кто-то. В сервисе домашних услуг Airo мы делали рассылки на эту тему, потому что она нормально ложилась на специфику бренда: у нас были День защитников чистоты, День влюблённых в чистоту и тому подобное. Мы использовали такие темы регулярно и они хорошо работали, но теперь, думаю, ребята тоже отойдут от них.

    Анастасия Васина: Я призываю помнить, что все люди разные и это нормально. Человек может хотеть праздновать 23 Февраля, может хотеть не праздновать. Кто-то отмечает 8 Марта как день женской красоты, кто-то — как день женской борьбы за свои права. Все разные, все классные и все имеют право быть такими, какие они есть.

    Какие рассылки сейчас готовят сами эксперты?

    Анастасия Васина: У нас в Skyeng давно стоит вопрос о том, как вообще поздравлять с гендерными праздниками и насколько они актуальны в целом.

    Мы ещё в прошлом году отказались от типовых поздравлений на 23 Февраля и 8 Марта. Но тогда получился не просто отказ, а протест: «Неважно, какой сегодня день и чей сегодня праздник. Главное — это ты и то, каким ты хочешь стать, что ты хочешь сделать!» Давая скидку на уроки, призывали не думать о стереотипах и говорили об индивидуальном подходе к каждому человеку.

    На сей раз мы делаем мягче, не пытаемся ничего сломать. Вместо этого просто говорим подписчику, что важно заботиться о себе и близких, что важен именно он. Даём скидку и предлагаем купить подарочные сертификаты для близких.

    Поздравлять в формате «Ты классный независимо от того, какой сегодня день» — более адекватно текущей повестке. Так мы заденем меньше чувств. Мы не знаем, что чувствуют люди, но представляется, что аудитория может агрессивно воспринять любой отход от нейтрального посыла. Поэтому стараемся целиком убрать из рассылок военное и даже гендерное.

    Юлия Хацёла: Мы как агентство часто консультируем клиентов и в этом году предупреждали всех, что 23 Февраля может вызвать много проблем. Главный совет любому бренду — заранее понять для себя, в каком контексте он готов коммуницировать с аудиторией и как будет отрабатывать негатив.

    Запросов на какие-то пафосные поздравления с флагами и подобным мы пока не получали. Несколько онлайн-магазинов уже обратились за традиционными подборками подарков.

    Насколько рассылка на 23 Февраля важна для продаж?

    Семён Семчишкин: В прошлом году я работал в онлайн-школе кондитеров Pauline School, и на 23 Февраля мы выпускали эксклюзивный рецепт с посылом «Порадуйте свою вторую половинку специальным тортиком». И он принёс неплохие продажи, хотя накануне по этой же базе хорошо отработал спецпроект к более подходящему для бренда Дню святого Валентина.

    Павел Давыдов: Я упоминал рассылки Airo о Дне защитника чистоты. Это была обычная промоакция, просто обёрнутая в инфоповод: подборка услуг с посылом «Закажите уборку у нас — освободите праздничный день для отдыха». Такой посыл мы использовали почти всегда, но 23 Февраля он работал раза в полтора эффективнее.

    Анастасия Васина: Мы используем гендерные праздники как инфоповод для акций и тоже продаём в это время больше, чем с таким же оффером в обычный день.

    23 Февраля — классный повод сделать промоакцию. Кажется, что люди охотнее покупают в Чёрную пятницу, потому что специально ждут её. Но в гендерные праздники всплеск продаж точно такой же.

    Можно ли заменить День защитника Отечества другим инфоповодом для акций?

    Семён Семчишкин: Наша букмекерская контора вообще особо не готовится к 23 Февраля: в беттинге аудитории гораздо интереснее матчи английской Премьер-лиги, которые пройдут следом. Но это очень нишевая история.

    В образовательных проектах, думаю, уже можно потихоньку говорить о подготовке к ВПР-ОГЭ-ЕГЭ. Возможно, родителям это сейчас важнее, чем День защитника Отечества.

    Анастасия Васина: На мой взгляд, Skyeng придумывает новый праздник. Мы никак не упоминаем ни 23 Февраля, ни 8 Марта — скорее, делаем отсылку к ним. Мы говорим: да, есть такие праздники, но не думай о них — думай, кто ты на самом деле и что ты хочешь. Например, в прошлом году в детском образовании у нас были посылы из серии: «Неважно, что ты девочка и тебе говорят, что ты гуманитарий, — ты можешь учиться программированию».

    По сути, мы переделываем праздник: убираем стандартные истории о мужчине-защитнике и девочке — украшении пространства; говорим, что на самом деле всё это неважно.

    Юлия Хацёла: Если нужно сместить фокус внимания с Дня защитника Отечества, напомню, что 20 февраля начинается масленичная неделя.

    Что делать, если рассылка вызовет негативную реакцию?

    Анастасия Васина: В нынешних условиях сообщение с военной тематикой можно считать «рассылкой на грани»: кому-то точно не понравится. А с такими рассылками всегда нужно перед отправкой оценивать риски и морально готовиться к негативу.

    Нам иногда достаётся за рассылки с неприятными сленговыми выражениями. Мы заранее знаем, что так будет, и ничего не делаем. К тому же параллельно с отрицательными отзывами обычно приходят и положительные.

    Но когда идёт масса одного негатива, нужно оценить рассылку. Если она действительно некорректная — извинитесь, это самый простой и рабочий способ. Извиниться за задетые чувства перед конкретным человеком, которому не понравился посыл в целом адекватного сообщения, тоже нормально.

    Юлия Хацёла: Нужно заранее выработать какую-то линию ответа, чтобы он не был эмоциональным и не перерос в перепалку. Это может быть, например, обоснование позиции бренда. Чего точно не надо делать в ответ на злой комментарий, так это слать промокод.

    Можно ли отправить стандартное поздравление только тем, кто точно будет рад ему?

    Павел Давыдов: Существуют умные сегменты, которые строятся на внешних данных. Но нет внешних данных, которые позволили бы определить позицию клиента. Да и не верю, что бизнес будет сегментировать аудиторию по тону коммуникации и отправлять разные сообщения: одним нейтральное, другим с уклоном в милитаризм. Потому что очень высок риск ошибиться и получить сильный негатив.

    Анастасия Васина: Я даже не могу полностью составить для себя портрет человека, который в этом году будет рад милитаристскому поздравлению. Мне видится, что он ходит в камуфляжных штанах и очень много смотрит телевизор. Но я не могу рассчитывать на правильность своего представления, да и взять такие данные мне неоткуда. Единственный способ — прямо спросить подписчика, хочет он получать такие поздравления или нет. Но нужно ли это? Не уверена.

    Где найти ещё советы о поздравительных рассылках?

    Юлия Хацёла: Я ищу инсайты в первую очередь в тематических чатах — рекомендую всем участвовать в них, следить друг за другом. Много контента выпускают агентства CRM-маркетинга (в том числе и мы), эти материалы пригодятся не только перед 23 Февраля, но и в целом. Западные ресурсы с Днём защитника Отечества не помогут, это наша локальная тема.

    Подпишитесь на бренды, которые вам нравятся. Я думаю, в феврале всё-таки будет затишье, а вот на 8 Марта бизнес разойдётся: продавать захотят все и всё. Вообще, 2023 год будет интересным в плане контент-стратегий в CRM-маркетинге, так что стоит следить за законодателями мод в рассылках.

    Павел Давыдов: Лучший источник вдохновения — ваш почтовый ящик. Меня порой тянет отписаться от поступающей массы рассылок, но я пересиливаю себя. Потому что следить за рынком лучше всего именно этим способом.

    Ваша рассылка устоит перед новыми угрозами?
    Проверьте с нашим тестом на уязвимость
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 663
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 663
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку