Законная рассылка: 4 основных правила работы без штрафов
Если вы хотите привлечь дополнительную аудиторию в свой проект — рекламная рассылка отличный инструмент. Но чтобы вместо новых клиентов не получить штраф, стоит обратить внимание на юридический аспект. Расскажу про четыре основных правила, которые нужно соблюдать, чтобы у вас получилась законная рассылка.
Правило № 1. Получите явное согласие на рассылки
Разберём частые ошибки оформления подписки через сайт на примере. Так выглядит распространённая форма, через которую интернет-магазины собирают базу для рассылок:
Во-первых, из текста формы непонятно, что магазин будет отправлять информацию именно рекламного характера.
В тексте электронной формы вы должны явно запросить у пользователя согласие на получение рекламной рассылки и задокументировать это.
Конечно, большой соблазн сказать, что никакой рекламной информации вы не рассылаете, а даже наоборот — но ФАС думает иначе.
ФАС (Федеральная антимонопольная служба) — орган, который следит за соблюдением закона «О рекламе».
Ведомство ссылается на положение закона, согласно которому реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
К подписанию согласий через сайт ФАС относится очень внимательно. Так, в одном из писем этой службы указано следующее:
«…согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного требования)».
Письмо ФАС России от 25.09.2017 № АК/65823/17 «О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки».
Во-вторых, форма предлагает согласиться с политикой конфиденциальности. Хотя речь должна идти о другом документе — о «Согласии на обработку персональных данных».
Политика конфиденциальности описывает общие принципы обработки персональных данных — то, как ваша компания будет с ними работать. Этот документ должен храниться в подвале вашего сайте. В формах подписки или обратной связи на него ссылаться не нужно.
Согласие на обработку персональных данных — это документ, в котором зафиксировано, что пользователь по своей воле даёт согласие на обработку его конкретных персональных данных администрацией сайта. Также этот документ содержит перечень предполагаемых действий над данными, срок действия согласия, информацию об организации и т. д. Подробнее о том, что должен содержать такой документ, можно прочитать в статье 9 ФЗ «О персональных данных».
Если вы не укажете, что будете рассылать рекламные письма, или вместо согласия на обработку персональных данных сошлётесь на другой документ, то можете получить штраф до 500 000 руб. (для юридических лиц).
В итоге законная, удобная и понятная форма может выглядеть, например, так:
Делать рассылки по покупным базам нельзя, даже если у продавца базы есть согласие от пользователей на получение рассылок именно от компании-покупателя.
Правило № 2. Получили отписку — прекратите рассылку
Согласно практике судов и ФАС, законная рассылка должна содержать ссылку на отписку. Поэтому, отправляя сообщение, важно дать пользователю возможность отписаться от рассылки. Это можно сделать с помощью кнопки «Отписаться» или указать адрес, написав на который пользователь сможет отказаться от последующих писем.
Как только вы получили такое волеизъявление от пользователя — прекращайте взаимодействие с ним. В противном случае пользователь имеет право пожаловаться на вас в ФАС, и вам придут крупные штрафы.
Правило № 3. Не нарушайте права
С юридической точки зрения рассылка — это совокупность текста и картинок. Каждый из этих объектов — интеллектуальная собственность. Чтобы не получить иски от правообладателей этих объектов, нужно соблюдать следующие правила:
- Если контент создали специально для вас (ваши сотрудники или фрилансеры), нужно получить от них исключительные права на каждый объект — например, через трудовой договор. Подробно мы в «Зарцын и партнёры» написали про это в чек-листе.
- Если вы ищете изображения в интернете, помните, что не все их можно свободно использовать в коммерческих целях. Например, рандомные картинки из поисковой выдачи для этого не подойдут, т. к. у всех есть правообладатели. Результаты поиска по картинкам в Гугле можно отфильтровать по типу лицензии:
На всякий случай перейдите в источник и убедитесь, что, используя конкретно это изображение, вы сможете соблюсти все требования лицензии.
Но удобнее всего брать изображения со стоков — там большой выбор и качественных изображений, и типов лицензий, и уровней доступа (платно и бесплатно, с регистрацией и без).
За использование чужого фото или контента грозит иск на сумму от 10 тыс. до 5 млн рублей.
Правило № 4. Прочитайте и соблюдайте закон о рекламе
К тексту рекламной рассылки предъявляются свои законодательные требования:
- Нельзя допускать некорректных сравнений с конкурентами. Например, нельзя писать, что ваша компания № 1 в своей отрасли или что вы лучше конкурентов, если это не подтверждено официальными исследованиями. Если соответствующие исследования существуют, то нужно обязательно на них ссылаться.
- Нельзя рекламировать запрещённые товары: например, оружие, азартные игры, наркотики и т. д.
- Если к рекламе товара или услуги, которые вы продвигаете, существуют отдельные законодательные требования (например, как для алкоголя, финансовых услуг), обязательно разберитесь в них и соблюдайте.
Следуйте этим 4 основным правилам, и у вас получится законная рассылка. А если есть вопросы, задавайте их в комментариях к этой статье.
Если вы всё прочитали и всё равно сомневаетесь в том, что у вас получилась законная рассылка, ловите чек-лист и проверьте всё по нему ещё раз:
- Убедитесь, что отправляете письма пользователям, которые дали на это своё согласие, и это согласие вы можете подтвердить.
- Проверьте, как собирается база данных пользователей: видно ли, что согласие берётся именно на рекламные рассылки.
- Если подписаться на рассылку вы предлагаете дополнительно, например в форме заказа услуги, проверьте, чтобы у пользователя был выбор, подписываться на рассылку или нет. Для этого, например, напротив предложения о подписке проставьте пустой чек-бокс.
- Убедитесь, что в формах сбора нет автоматически проставленных галочек и нажатие кнопок (проставление галочек) вы фиксируете и сможете предоставить log-файлы.
- Проверьте, что в письмах есть возможность отписаться от рассылки и у вас прописан алгоритм исключения пользователя из базы.