Программа обучения менеджеров EMAILMATRIX
У любой компании, достаточно долго работающей на рынке, есть своя база знаний. Она хаотично хранится в умах специалистов, в недрах Google-дисков, в CRM и прочих потаённых местах.
Так было и у нас. База знаний копилась с момента образования компании. Но к тому, чтобы разработать программу обучения менеджеров и разложить имеющиеся знания «по полочкам», мы пришли не сразу.
Как это было
В самом начале опыт передавали, как огонь семейного очага на свадьбе. Бывалый сотрудник рассказывал новичку азы того, чем занимается.
Помню, как обучали меня: «Садись. Вот проект. Ставь задачу. Есть такие письма и вот такие. Есть вопросы? Нет? Ну и хорошо». Дальше всё было примерно так: в холодном поту и с дрожащими руками, набивая шишки, познаёшь мир емейл-маркетинга методом проб и ошибок. Ни к чему хорошему это не приводило. Были жалобы от клиентов, сомнения в компетентности и много других неприятных моментов.
Спустя 2–3 года подобной работы мы поняли, что такая схема неэффективна, нужно её менять. Так мы впервые задумались о разработке программы обучения менеджеров и сразу принялись за дело.
Анализ ошибок
Вначале мы проанализировали свой опыт и выявили основные проблемы в работе с новичком на этапе его погружения в процессы компании:
- Самостоятельного погружения недостаточно.
Принимая кандидата на работу, эйчар в двух словах рассказывал, что мы за компания и чем занимаемся. Затем просил изучить полезные материалы на сайте: кейсы и опыт, методички, презентации, портфолио и т. д. Но одного только самостоятельного изучения не всегда достаточно. Если речь о сложной диджитал-сфере, нужен полноценный рассказ с наглядными примерами и последующим обсуждением полученной информации. - Нехватка задач во время испытательного срока.
Недостаточное количество задач или их отсутствие — вот основная беда начального этапа. Ведь вместо того, чтобы пассивно наблюдать за работой опытных коллег, пытаясь перенять опыт, начинающий сотрудник мог бы практиковаться на несложных, но реальных задачах. - Недостаток контроля.
Нужно контролировать, насколько успешно новичок усваивает огромное количество новой информации. Также важно учитывать особенности характера нового сотрудника. Например, он может быть стеснительным, из-за чего будет бояться задавать волнующие его вопросы, чтобы не показаться некомпетентным. Нужно вовремя это отследить и закрыть «пробелы». - Отсутствие плана обучения.
Это главная ошибка. Важно погружать в диджитал-сферу поэтапно и давать информацию порционно. Для этого нужно разработать чёткую последовательную программу. Тогда специалист эффективно усвоит теорию и научится применять её на практике.
Важно учиться на своих ошибках. Мы проанализировали их и начали готовить собственную систему обучения для каждого специалиста.
Я, как руководитель отдела поддержки клиентов, занялась разработкой программы обучения менеджеров проектов. Определила цель — за 3 месяца стажировки «вырастить» самостоятельного специалиста.
За это время менеджер проектов должен:
- — овладеть базой знаний о маркетинге и диджитал-коммуникациях;
- — научиться анализировать проекты и понимать, что скрывается за цифрами метрик;
- — обрести навыки ведения деловых переговоров;
- — научиться понятно ставить задачи и транслировать желания клиента внутренним специалистам.
Программа обучения менеджеров и её задачи
Проанализировав потребности сферы CRM-маркетинга и специфику взаимодействия внутри команды, мы поставили следующие задачи для обучения новых сотрудников:
- Знакомство с командой. Личное взаимодействие со специалистами.
- Обучение работе с внутренними сервисами (с инструментами, которыми мы пользуемся внутри компании и при работе с клиентами).
- Знакомство с базой знаний (Wiki, архитектура компании, отделы, распорядок, доступы).
- Погружение в диджитал-каналы.
- Обучение со специалистами отдела разработки.
- Обучение со специалистами отдела дизайна.
- Обучение со специалистами отдела развития бизнеса.
- Обучение со специалистами отдела маркетинга.
- Изучение редакционной политики компании и юридических аспектов.
- Изучение профессиональной литературы и видеолекций.
- Регулярные срезы знаний и практические задания.
На срезах мы обсуждаем пройденный материал и отвечаем на все вопросы, возникающие у новичка.
С учётом этих задач мы разработали программу обучения менеджеров, рассчитанную на 17 дней. Точнее, сначала я написала её план. И уже с помощью специалистов разных отделов этот скелет «оброс мясцом»: они подготовили задания и помогли с подбором необходимой литературы.
Так программа обучения менеджеров приобрела следующий вид:
День 1. Кто мы?
На этом этапе мы знакомим новичка с наставником, который будет курировать его в течение всего срока стажировки. Рассказываем о компании, клиентах, как мы общаемся внутри и какими инструментами пользуемся.
Книги, которые я рекомендую начинать читать сразу:
- —«Доставляя счастье. От нуля до миллиарда. История создания выдающейся компании из первых рук», Тони Шей;
- —«О рекламе», Дэвид Огилви.
День 2. Внутренний распорядок, оценка времени и таск-трекер
В этот день рассказываем, какой у нас в компании распорядок и как сотрудники разных отделов взаимодействуют друг с другом.
День 3. Знакомство с отделом развития бизнеса
Рассказываем об отделе и о процессе продаж в компании. Разбираем, как взаимодействуют менеджеры проектов и менеджеры отдела продаж. Чтобы лучше понять специфику работы продажников, я советую ознакомиться с дополнительной литературой:
- — «45 татуировок продавана», Максим Батырев;
- — «Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь», Фредерик Райхельд, Роб Марки;
- — «Чемпионы продаж. Что и как лучшие продавцы в мире делают иначе», Мэттью Диксон, Брент Адамсон.
День 4. Группа менеджмента проектов
Рассказываем:
- кто такой менеджер проекта и какие у него обязанности,
- как члены команды взаимодействуют друг с другом,
- как распределяются проекты,
- как мы общаемся с клиентами.
Тут приходит черёд следующих книг:
- — «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях», Шэрон Мельник;
- — «Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили», Остин Клеон;
- — «Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле», Алан Лафли, Роджер Л. Мартин.
День 5. Коммуникация с клиентом
Рассказываем об инструментах в общении с клиентом: емейлы, телефон, встречи, Basecamp, мессенджеры. Изучаем документооборот, полезные регламенты и навыки, необходимые для клиентской поддержки.
Рекомендуемая литература:
- — «Переговоры без поражения. Гарвардский метод», Роджер Фишер, Уильям Юри;
- — «Умение слушать. Ключевой навык менеджера», Бернард Феррари;
- — «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах», Гэвин Кеннеди.
День 6. Отдел маркетинга
Рассказываем о маркетинге компании и её продвижении на рынке (о каналах и инструментах). Разбираем, как происходит взаимодействие с этим отделом.
День 7. Контент-маркетинг EMAILMATRIX
- Изучаем блог компании и разбираем, зачем менеджеру проектов писать статьи и другой полезный контент;
- рассказываем, какие рассылки отправляет компания и зачем;
- обсуждаем дополнительные каналы продвижения.
Дополнительная литература этого дня:
- — «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева;
- — «Как правильно работать в Гуглдоке».
День 8. Знакомство с интернет-маркетингом
Погружаем в емейл-маркетинг:
- рассказываем о его целях, задачах и о том, как начать разработку стратегии;
- рассказываем про омниканальность;
- даём практическое задание по аудиту компании.
День 9. Работа с ESP
Знакомим с каждой платформой, сравниваем их друг с другом.
День 10. Работа с эффективностью каналов
Рассказываем о показателях эффективности емейл-канала, как настраивать аналитику, измерять результаты и какими метриками пользоваться.
И отправляем новичков за сертификатами от Гугла и Яндекса:
День 11. Лидогенерация и сегментация
- Рассказываем о лидогенерации и её видах;
- разбираем цели и виды сегментации;
- изучаем материалы серии вебинаров EmailGuide по данным темам.
День 12. Типы писем
Рассказываем о том, какие бывают письма, и разбираемся в их особенностях.
День 13. Работа с доставляемостью
- Объясняем, что такое спам и какие существуют технические требования к рассылкам;
- что такое постмастера и как провести аудит доставляемости;
- закрепляем материал методичкой и составляем первичный аудит доставляемости по домену.
День 14. Основы HTML1
Рассказываем об основах HTML-вёрстки писем и адаптации.
День 15. Основы HTML2
Рассказываем об основах работы с API-запросами, динамическим контентом,
таблицами данных. Учимся работать с полезными сервисами компании.
День 16. Особенности дизайна
Рассказываем о дизайне писем, UX и UI сайтов.
День 17. Юридические аспекты
Объясняем, как понимать закон о рекламе, рассматриваем особенности соблюдения законодательства в диджитал-разработках.
Даём список полезных блогов, сайтов, инструментов и других диджитал-ресурсов, а также дополнительной литературы для общего развития специалиста.
Каждый день программы обучения менеджеров рассчитан на несколько часов и закреплен за отдельным сотрудником. Например, занятие вводного дня проводит HR-менеджер компании, девятый день — знакомство с ESP — ведёт технический специалист, а заключительный, 17-й день — директор по маркетингу.
Каждый блок программы обучения менеджеров включает практику, список обязательной к прочтению литературы и «внеклассное» чтение. Практика — это задания по пройденной теме. Например, настроить письмо в платформе, изучить все документы и рассказать про самые важные пункты, написать API-запрос.
В конце дня новичок должен сформулировать три основных тезиса по изученному материалу, чтобы наставник мог удостовериться, что он всё усвоил. А в конце месяца наставник проводит с ним срез по прочитанным книгам и просмотренным вебинарам. Новоиспечённый сотрудник должен высказать свою точку зрения относительно их содержания.
У него всегда есть доступ к нужной информации. В EMAILMATRIX все материалы по внутреннему распорядку, регламенты и доступы к общим аккаунтам хранятся в Wiki системы Redmine. Её мы используем для постановки задач и координации занятости.
Помимо этого, специалист получает доступ к библиотеке знаний — внутреннему ресурсу, где хранятся записи онлайн-лекций, вебинаров, база электронной литературы. Библиотека бумажных книг всегда под рукой в офисе.
О результатах
После проделанной работы хочется увидеть результат, измерить его. С объёмом и уровнем полученных знаний это сделать непросто. Зато можно оценить, как специалист владеет материалом в боевых условиях — при общении с клиентами, постановке задач, выступлении перед коллегами и на конференциях. Так мы и проверяем наших «подопечных».
Итоги внедрения программы обучения менеджеров:
- Новичок быстрее вливается в коллектив. Этому способствуют неоднократные диалоги со специалистами всех отделов, практические задания и теоретические срезы.
- Мы уже на начальном этапе работы узнаём сильные и слабые стороны нового менеджера. В процессе обучения мы собираем фидбек от специалистов. Так появляется понимание, в какой области новый сотрудник лучше себя проявляет: в аналитике или креативе, например. Эти данные мы используем в работе и восполняем пробелы в знаниях специалиста.
- Мы систематизируем знания новичка. Чёткий продуманный план помогает последовательно объяснять особенности диджитал-сферы.
- У всех стало больше уверенности и ответственности: и у стажёров, и у специалистов. Нам потребовалась всего пара месяцев, чтобы разработать программу обучения для менеджера. И результат от внедрения не заставил себя ждать. Теперь стажёры быстрее и эффективнее вливаются в процесс, а наставники всегда знают, чему обучать и как это делать грамотно.
Привлекайте к обучению всю команду, и пусть каждый делает хорошо своё дело: технический специалист рассказывает про доставляемость, верстальщик про адаптацию, а дизайнер про юзабилити. Так новичок не только быстрее наладит контакт со специалистами, но и более детально погрузится в процесс, узнает все тонкости нелёгкого диджитал-ремесла.