Содержание

    Маркетинг в мессенджерах: инструменты и популярные стратегии

    Бизнесу важно идти в ногу со временем и быстро перестраиваться в меняющихся реалиях. Компании теряют внушительную долю прибыли, если не обращают внимания на перспективные каналы коммуникации — например, мессенджеры. Поэтому упускать их из виду ни в коем случае нельзя.

    В июне 2022 года WhatsApp* скачали почти 45 млн пользователей по всему миру, Telegram — 32 млн (Statista). Люди активны в мессенджерах. Они постоянно переписываются, отправляют голосовые сообщения и видео, обмениваются файлами. Внутри этого канала крутится солидная аудитория, привлекательная для маркетологов: компании демонстрируют товары и услуги, рассказывают о новинках, предоставляют акции и скидки, проводят конкурсы, а также общаются с потребителями напрямую.

    Меня зовут Людмила, я руководитель контент-отдела в компании Altcraft. Мы разрабатываем платформу для автоматизации маркетинга. В этом материале я расскажу о возможностях продвижения в мессенджерах.

    Кому полезен мессенджер-маркетинг и в чём его преимущества

    Маркетинг в мессенджерах наиболее актуален для B2C-бизнеса, где цикл клиентского пути сравнительно короткий: через чаты принимаются заказы, назначаются встречи, проходят простые сделки. Иными словами, это операции, которые легко осуществить в экспресс-формате.

    Основное преимущество мессенджер-маркетинга — прямой диалог с заинтересованным клиентом. Здесь можно быть на 100% уверенным, что адресат получит послание. Этого лишены, например, соцсети: алгоритмы не всегда показывают посты нужной аудитории. Например, я регулярно вижу вот такие рекламные блоки (интересно, как этот маркетолог вообще сегментирует аудиторию?).

    маркетинг в мессенджерах

    Сценические комплексы меня никогда в жизни не интересовали

    Или другой пример. Не так давно я связалась с компанией по рабочему вопросу. На сайте у них я нашла только ссылки на соцсети и написала сообщение в VK. Вместо ответа на вопрос мне стала приходить рассылка, на которую я согласия не давала.

    маркетинг в мессенджерах

    Кардинальный дайджест вместо внятного ответа на вопрос

    Какие ещё преимущества у мессенджер-маркетинга?

    • Низкая стоимость. Мессенджеры считаются бесплатным инструментом маркетинга. Конечно, в них существуют и платные опции, но они требуются нечасто.
    • Простота и удобство в использовании. Общение начинается в один клик, а отвечать на сообщения можно в любое время и в любом месте. Сотрудник не привязан к телефонной трубке. Если работник не может разобраться в вопросе, переадресовывать вызов или перезванивать не нужно: он просто проконсультируется с коллегами и ответит. Важно и то, что история в чате сохраняется.
    • Автоматизация. В мессенджерах реально автоматизировать все действия: рассылки, ответы на шаблонные вопросы, типовые запросы на продукты и контент.
    • Высокая эффективность. В отличие от емейл-рассылок и соцсетей сообщения не отправляются в спам и не теряются в ленте. Маркетинг в мессенджерах бьёт прицельно.
    • Персонализация и сбор данных. Когда клиенты посещают сайт компании, они не всегда оставляют контакты, взять их в активный оборот сложно. Если же общение происходит в мессенджере, контакты у вас в кармане.
    • Минимальные требования. Чтобы запустить емейл-рассылку, нужно учитывать важные правила: избегать стоп-слов, следить за репутацией домена и т. д. Социальные сети также следят за рекламой, постами и даже переписками в чатах. Например, в Facebook* запрещено писать адресату от имени группы, блокируется даже самая безобидная реклама. В этом плане мессенджеры — самые лояльные помощники маркетологов.

    Какие бывают мессенджеры

    Помимо количества скачиваний WhatsApp* находится на первом месте и по месячной активности: более 2 млрд визитов в январе 2022 года (мировая статистика). Второе место принадлежит Facebook Messenger*, далее — WeChat и QQ. Telegram располагается лишь на пятой строчке. Однако на территории Российской Федерации наиболее популярны Telegram, WhatsApp* и Viber (Deloitte).

    Все три мессенджера поддерживают бесплатные звонки и переписки, обмен файлами разных форматов и групповые чаты. Но есть и отличия. Расскажу о каждом подробнее.

    Telegram

    Изначально сервис не предполагал коммерческого использования: на официальном сайте долгое время висело объявление «Telegram всегда будет бесплатным. Без рекламы. Без платных подписок». Продвижение осуществлялось через каналы — уникальный инструмент Telegram. Однако в конце 2021 года появились рекламные вставки в каналах, а летом 2022 года — подписка Premium.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример рекламы в Telegram
    маркетинг в мессенджерах

    С июня 2022 года в Telegram появилась платная подписка

    WhatsApp

    WhatsApp Business* отлично подходит для бизнес-задач. Это бесплатный сервис с важными функциями. Мессенджер позволяет создавать каталоги товаров с подробным описанием, ценой, ссылками и кодами для быстрого доступа. Здесь же покупатели задают вопросы, ответы на которые можно автоматизировать.

    Подробнее о маркетинге в WhatsApp читайте в статье EMAILMATRIX.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример бизнес-аккаунта в WhatsApp Business

    Viber

    В Viber тоже есть бизнес-аккаунты. Также он открыто поддерживает рекламу, но выглядит она как в электронной почте. В отдельной строке видны логотип компании и короткий текст — оффер. Также Viber предлагает услугу звонков на телефоны операторов по выгодным ценам.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример бизнес-аккаунта в Viber

    Инструменты мессенджер-маркетинга

    Мессенджеры предлагают маркетологам различные инструменты для коммуникации с пользователями.

    Чат-боты

    Чат-бот — незаменимый помощник, способный взять на себя рутинные задачи. Если говорить простым языком, то это робот, для которого можно прописать определённый функционал: сбор заявок, рассылка по расписанию, шаблонные ответы на вопросы. Простого бота можно собрать в конструкторе, более сложного — разработать с нуля или заказать у специалистов.

    Преимущества чат-бота очевидны: робот работает без перерывов и выходных, ни про кого не забывает, не оставляет ни одной заявки без ответа. Например, потенциальный посетитель не потеряется, если запишется в парикмахерскую в нерабочее время.

    Чат-бот пригодится в любой сфере: для популяризации контента, развлечений, оформления заказов, сбора данных, напоминаний. Причём даже у самых незамысловатых решений есть потенциал для монетизации. Например, через такой бот можно записаться на платный курс и в нём же его проходить.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример чат-бота в Telegram

    Чаты

    Коммуникацию в мессенджерах можно вести в индивидуальных или групповых чатах. Бизнес может направить индивидуальное сообщение пользователю: это будет персонализированная и точечная коммуникация. Рассылки в групповые чаты экономят маркетологам время. Кроме того, они пригодятся для сегментации аудитории.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример общения с клиентом в чате

    Реклама

    В Telegram и Viber есть внутренние рекламные опции: в Telegram реклама используется в каналах, а в Viber — в списке чатов. Что касается WhatsApp*, в него можно перейти из рекламы в Facebook* и Instagram*.

    Каналы

    Каналы — отличительная особенность Telegram. Они заменяют ленту из соцсетей и корпоративные блоги. Вёрстка здесь не нужна: текстовый контент дополняется изображениями, аудио- и видеосообщениями.

    Мы тоже недавно завели свой канал в Telegram, где каждый день публикуем актуальные новости из диджитал-мира и делимся полезностями с нашей аудиторией.

    маркетинг в мессенджерах

    Наш канал

    Брендированные стикеры

    Стикеры — приятный бонус к основным инструментам продвижения. Viber провёл исследование и выяснил, что пользователи мессенджера отправляют более миллиарда стикеров в месяц. Это значит, что бренды могут создавать собственные оригинальные «наклейки» и повышать узнаваемость.

    То же самое осуществимо в других мессенджерах. Например, блогеры Telegram-каналов разрабатывают свои стикерпаки и через них активно набирают подписчиков: когда пользователь добавляет себе набор, он видит автора картинок и переходит на его канал. Затем, если канал нравится, человек подписывается и увеличивает аудиторию блогера.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример стикерпака бренда Marie Claire
    маркетинг в мессенджерах

    Пример стикерпака блогера в Telegram

    Стратегии маркетинга в мессенджерах

    Теперь рассмотрим основные стратегии, которые применяются в мессенджерах.

    Автоворонка

    Автоворонка — последовательность шагов, которые приводят пользователя к целевому действию. Автоворонка настраивается так, чтобы менеджер принимал минимальное участие: сценарии прописываются с учётом как действия, так и бездействия клиента.

    На начальном этапе автоворонка захватывает внимание потенциального покупателя, постепенно прокачивает его лояльность и привлекает лид-магнитом. В итоге «горячий» клиент отправляется к менеджеру и заключает сделку.

    Рассылка

    Через рассылки маркетологи делают спецпредложения, рассказывают о новинках и распродажах, напоминают о мероприятиях. Этот инструмент при правильном использовании полностью вовлекает аудиторию. Здесь удобно работать с возражениями и получать отзывы.

    маркетинг в мессенджерах

    Рассылка Skillbox

    Лидогенерация

    Лидогенерации способствует огромная аудитория мессенджеров. Вот несколько сценариев, по которым можно привлечь лидов:

    • Установить на сайт виджет с мессенджером и собирать контактные данные посетителей.
    • Обменивать пользовательские данные на лид-магнит, параллельно направляя клиента к менеджеру.
    • Найти то, что интересно потенциальному клиенту, и постепенно подогревать его интерес.

    Геймификация

    В мессенджерах удобно взаимодействовать с подписчиками: аудитория здесь наиболее лояльна. Например, на канал подписываются точно заинтересованные люди; личные сообщения в чаты вы отправляете тем пользователям, которые уже так или иначе взаимодействовали с вашим брендом.

    Воспользуйтесь этим и вовлеките аудиторию ещё больше. Предложите сыграть в игру за бонусы, постройте программу лояльности таким образом, чтобы за достижение определённого уровня человек получал бо́льшую скидку.

    Например, импринт издательства «Эксмо» Inspiria летом 2022 года совместно с книжными блогерами запустил интересную игровую кампанию. В конце марафона участники должны были назвать порядок богов. Тот, кто сделал это правильно, допускался к розыгрышу подарочного бокса.

    маркетинг в мессенджерах

    Марафон импринта издательства «Эксмо» Inspiria

    маркетинг в мессенджерах

    Марафон импринта издательства «Эксмо» Inspiria

    маркетинг в мессенджерах

    Марафон импринта издательства «Эксмо» Inspiria

    Прочие

    Возможности мессенджеров в маркетинговых целях ограничены лишь фантазией маркетологов. Можно приспособить «болталки» для сбора обратной связи, запускать допродажи, информировать о статусе заказа, проводить розыгрыши.

    маркетинг в мессенджерах

    Пример розыгрыша в канале Telegram

    Заключение

    Маркетинг в мессенджерах — перспективное направление, которое больше подходит для B2C. Неоспоримое преимущество мессенджеров в том, что они бесплатны, а набор инструментов для маркетинга достаточно широк, чтобы маркетологи могли ни в чём себе не отказывать.

    Пользуйтесь всеми доступными решениями и увеличивайте аудиторию, повышайте продажи, будьте на связи с клиентами в любое время дня и ночи. Грамотно выстроенный маркетинг в мессенджерах выделит вас среди конкурентов. Поэтому не бойтесь внедрять этот канал: пробуйте, экспериментируйте, анализируйте — и результаты не заставят себя ждать.

    * Продукты компании Meta, признанной экстремистской в РФ.

    Как запустить автоворонку в мессенджере?
    Пришлём видеоинструкцию на почту
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 616
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 616
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку
    Задайте вопрос эксперту лично
    Консультация
    с топ-менеджерами EMAILMATRIX