Содержание

    Почему письма попадают в спам в Gmail

    Применимо и для всех остальных почтовиков

    «Почему мои письма падают в спам?» — довольно популярный вопрос среди емейл-маркетологов. Чаще всего упоминают Gmail — и особенно после февраля 2024 года, когда вступили в силу новые правила провайдера.

    По большому счёту, требования к отправителям не меняются уже очень давно. Только раньше у Gmail они были в формате рекомендаций, а сейчас это стало обязательным. Пройдёмся по главным причинам, по которым рассылка может попасть в спам в почтовике от Google.

    Технические проблемы

    SPF, DKIM и DMARC

    Нередкая ситуация: бренд не настроил должным образом DNS-записи, когда начал отправлять письма с нового IP или домена (например, после смены платформы).

    SPF, DKIM и DMARC — стандарты аутентификации, которые защищают пользователей от спуфинга и фишинга. При получении рассылки провайдеры проверяют, есть ли эти настройки на домене. Если нет, то письма будут попадать в спам.

    Добавить записи может системный администратор или программист в компании. Но им необходимо техническое задание: для какого домена настраиваем, какие значения добавляем. Мы в EMAILMATRIX всегда проверяем наличие этих записей на отправляющем домене, при необходимости делаем ТЗ и проверяем корректность внедрения.

    Пример ТЗ на настройку DNS-записей для емейл-рассылки

    Пример нашего ТЗ на настройку DNS-записей

    Подробнее про каждую запись:

    • В SPF должны быть указаны сервера и IP-адреса, с которых разрешается отправлять письма от имени домена. Провайдер проверяет, есть ли IP-адрес пришедшей рассылки среди прописанных в SPF.
    • Наличие DKIM даёт почтовику возможность убедиться, что письмо отправлено от подлинного отправителя, а не от мошенника-«двойника».
      Это работает так: при отправке платформа добавляет в служебные заголовки письма приватный ключ. Провайдер при получении сверяет приватный ключ с публичным, который указан в DNS домена. Если какой-либо из ключей отсутствует или они не совпадают, проверка DKIM считается проваленной.
    • DMARC сообщает провайдерам, что делать с письмами, которые не прошли проверку SPF или DKIM. Раньше эта запись была рекомендацией, но сейчас Google требует её наличия для всех, кто отправляет более 5000 писем в день.
    Фрагмент требований Gmail к отправителям рассылок

    Проверить наличие SPF, DKIM и DMARC, а также соблюдение остальных требований провайдера можно в постмастере. В 2024 году Google усовершенствовал панель для отслеживания статуса отправителя:

    Панель для отслеживания статуса отправителя в постмастере Gmail

    Если постмастер показал проблемы с DNS-записями, перепроверьте их наличие и корректность, а также изучите отчёты DMARC. Затем составьте ТЗ для технического специалиста, указав, что необходимо учесть и исправить.

    DNS-записи — сложная тема. Чтобы лучше разобраться, рекомендую изучить наши статьи: SPF, DKIM, DMARC.

    Блэк-листы

    Также проблемы с доставляемостью будут, если ваш отправляющий домен или IP-адрес находятся в каком-либо из публичных блэк-листов. Это списки доменов и IP-адресов, замеченных в рассылке спама. Созданы для защиты пользователей от нежелательных и опасных писем.

    Самые авторитетные блэк-листы, с которыми сверяются почтовики:

    У добропорядочных компаний проблемы чаще всего возникают с IP-адресами — если для отправки используются общие адреса платформы. Общими IP пользуются сразу несколько отправителей, то есть на репутацию каждого влияет качество не только его рассылки, но и всех остальных. Напортачил сосед — а в спаме вы.

    Обычно платформы следят за качеством общих IP и в случае чего реагируют: просят владельцев блэк-листа удалить угодивший туда адрес или выделяют компании новый пул. Но иногда бывает нелишним убедиться, что проблемы нет. Проверить чистоту IP, а также домена можно с помощью сервиса MxToolbox.

    Интерфейс сервиса MxToolbox

    Если обнаружили в чёрном списке IP-адрес, его нужно сменить. Для этого обратитесь в техподдержку.

    Оптимальным решением выглядит купить выделенный IP и не зависеть от других отправителей. Но это означает полную ответственность за качество базы и рассылки. Подумайте, готовы ли вы поддерживать высокие показатели, а также самостоятельно разгребать возможные проблемы — или лучше оставить это платформе?

    Если в блэк-лист попал домен, алгоритм такой:

    1. Найти причину. Советую изучить FAQ блэк-листа: он может натолкнуть на верное направление поисков.
    2. Устранить причину — самостоятельно или с помощью техподдержки платформы, если проблема на её стороне.
    3. Написать администраторам блэк-листа с просьбой удалить домен. Они редко отвечают, но убрать домен могут. Если проигнорируют — стоит подумать о смене домена. Но опять-таки только после устранения проблемы.

    Разная частота и объёмы отправок

    Gmail может поместить письма в спам, чтобы ограничить частоту отправок, если заметит изменения в поведении отправителя — например, резкое увеличение объёмов рассылок. Поэтому наращивайте их постепенно.

    Чёткой границы между «резко» и «постепенно» нет. Поведение почтовика зависит от многих факторов: при высокой репутации он может стерпеть и двукратный скачок. Но я всегда советую клиентам агентства не экспериментировать и увеличивать отправки не более чем на 30% в день.

    Также рекомендую делать рассылки с одинаковой частотой — прогнозировать реакцию провайдера в противном случае будет сложно. Если случился нехарактерный для рассылки длительный перерыв (от двух недель), возобновить отправки лучше с 1000–5000 писем в день с плавным наращиванием.

    Ещё один совет — «размазывать» отправку на несколько часов или дней, чтобы рассылка уходила не сразу всей пачкой, а частями. Такая функция есть у большинства платформ, включая популярные Mindbox, Sendsay, DashaMail.

    Отслеживать ситуацию проще всего в платформе с помощью метрики Delivery Rate:

    • Если она остаётся выше 99%, значит, вы всё делаете правильно.
    • Если провайдер возвращает более 1% ошибок «Gmail has detected an unusual rate of unsolicited mail. Mail has been temporarily rate limited», значит, вы слишком быстро нарастили объём. Стоит подождать день и настроить отправку с меньшим количеством писем.

    Плохое качество базы

    Невалидная база

    Если массовая рассылка вернёт более 4% ошибок «Адрес не существует» — почтовые провайдеры зафиксируют низкое качество базы и будут отправлять письма в спам, пока ситуация не улучшится.

    Как этого избежать?

    Если база уже собрана, перед рассылкой провалидируйте её — удалите «плохие» адреса:

    • несуществующие,
    • временные,
    • дубликаты,
    • адреса, с которых поступает много жалоб,
    • спам-ловушки,
    • адреса, не соответствующие правилам RFC.

    Для такой очистки есть специальные сервисы — мы используем Mailvalidator. Чем старше база, тем важнее валидация: большое количество недействительных адресов может скопиться уже за полгода.

    А для будущих подписчиков мы в EMAILMATRIX рекомендуем настраивать двухэтапное подтверждение подписки — добавление в базу только после перехода из DOI-письма. Этот механизм отсекает невалидную и неактивную часть базы, увеличивая показатели рассылок и поддерживая репутацию домена.

    Если DOI в планах нет, то стоит хотя бы защитить формы подписки от ботов и некорректного ввода адреса. Например, ограничить время заполнения формы, добавить капчу или скрытое поле.

    Скрытое поле не отображается в интерфейсе — его «увидит» только бот. Поэтому отсекаем тех, кто заполнит это поле.

    Неактивная база

    Почтовые провайдеры оценивают вовлечённость пользователя в рассылку. Если несколько лет слать письма всем подписчикам, то их активность рано или поздно упадёт до критической, ведь любая база со временем выгорает.

    Если показатели вроде ошибок доставки и жалоб на спам в норме, а репутация домена вдруг упала — скорее всего, Gmail решил, что подписчики не вовлечены. Чтобы предотвратить или исправить это, сегментируйте базу по взаимодействию с рассылкой и исключайте тех, кто не открывает письма.

    На таких «уснувших» пользователей рекомендуем запускать реактивацию, а если они не проснулись — отписывать. Однако с реактивационной кампанией нужно быть осторожным. Если репутация домена не очень, то рассылка письма по неактивной базе ни к чему хорошему не приведёт. Лучше разбить отправку на небольшие части.

    Единого правила о том, какого пользователя считать неактивным, нет. Компания должна решить это сама. Скажем, если она отправляет одно письмо в месяц и подписчик полгода ничего не открывал, то он уже вряд ли начнёт — пора отнести его к уснувшим. А при ежедневной или еженедельной рассылке активный период лучше уменьшить — к примеру, до трёх месяцев.

    В целом рецепт борьбы с выгоранием базы банален: поддерживать взаимодействие с текущими активными подписчиками, пополнять базу новыми и убирать неактивных.

    Жалобы на спам

    Очевидное — невероятное: рассылка попадёт в спам, если пользователи будут массово на неё жаловаться. Обычно такое случается, когда делают рассылку по купленной базе, по своей, но старой или по тем, кто уже отписался. Последнее может произойти и случайно — например, если забыть исключить отписчиков при переезде на новую платформу.

    Любой провайдер зафиксирует массовые жалобы на спам и понизит репутацию отправителя и доставляемость его писем. В Gmail проблем не будет, если придерживаться Spam Rate не выше рекомендуемого порога в 0,1%. А вот 0,3% — уже критическая отметка: почтовик будет отправлять письма в спам до тех пор, пока ситуация не выправится.

    Для отслеживания используйте постмастер, он показывает уровень жалоб за каждый день.

    Интерфейс постмастера Gmail

    Если жалобы превышают рекомендуемый порог, проанализируйте, какой сегмент оставляет их и почему. Проверьте письма, которые уходили в день, когда был превышен уровень. Возможно, там не работала ссылка отписки. Или каким-то образом рассылка ушла отписчикам. Или использовалась старая база пользователей, которые не ожидали сообщения от бренда после долгой тишины.

    В любом случае на время поисков лучше приостановить отправки на адреса Gmail.

    Если дело окажется в содержании рассылки (той же ссылке отписки) — исправьте. Если в некачественной базе — исключите подписчиков, чей источник попадания в базу похож на тех, кто активно жалуется. Другой вариант — отправлять им аккуратно: брать не более 15% от активного сегмента и предлагать наиболее релевантный контент.

    Проблемы с контентом

    Почтовый провайдер может счесть подозрительным письмо, в котором есть спам-слова, странные ссылки, кричащее оформление, JavaScript или просто опасная или запрещённая для рекламы тематика, вроде азартных игр.

    Рекомендации по содержанию писем:

    1. Соблюдайте валидность HTML-разметки. Можно проверить с помощью Markup Validation Service.
    2. Добавляйте атрибут alt к изображениям. Почтовые провайдеры проверяют их наличие в вёрстке.
    3. Добавляйте текстовую версию письма (plain-текст).
    4. Не используйте JavaScript, iframe, CSS, подключаемые с внешних сайтов, и т. п.
    5. Не используйте в массовых рассылках вложенные файлы.
    6. Добавляйте в каждое письмо ссылку отписки.
    7. Избегайте сокращателей ссылок: чаще всего они находятся в блэк-листах. Не используйте ссылки на другие подозрительные домены: проверяйте их наличие в чёрных списках.
    8. Избегайте спам-слов. Рекомендую изучить перечни от Sendsay и Unisender.
    9. Избегайте большого количества $пец$имво/\ов, КАПСА (особенно в теме письма), разноцветного текста, обилия восклицательных знаков!!!!!!!!!
    10. Всегда тестируйте письмо перед отправкой. Можно послать его на свои ящики или воспользоваться специальными сервисами, например Mail Tester или spamtest.smtp.bz.
    Интерфейс сервиса spamtest.smtp.bz

    В некоторых платформах есть встроенный инструмент, который даёт советы по улучшению контента. Вот так он выглядит в Unisender:

    Интерфейс Unisender

    Источник: unisender.com

    Неизвестные проблемы

    Единичные письма всё равно могут попадать в спам даже при отличной репутации в постмастере. Не стоит бить тревогу, если общие показатели рассылок не падают и жалобы в пределах нормы.

    Алгоритмы, призванные защитить всех нас от спама, регулярно обновляются. К тому же они могут учитывать не только репутацию отправителя, но и поведение получателя относительно других писем. Всех параметров фильтрации не знает никто — иначе мошенникам было бы слишком просто прорваться в инбокс.

    Прокачайте рассылку
    С нашим чек-листом
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 691
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 691
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку