Содержание

    Сервисные письма: 5 шагов от формальной отбивки к инструменту маркетинга

    Сервисные, или транзакционные, письма — это автоматические емейлы, которые отправляются конкретному подписчику в ответ на действие. Например, покупку, вход в аккаунт, сброс пароля.

    Сервисные письма (далее — СП) похожи на триггерные, но отличаются целью. Их главная задача — передавать клиенту важную информацию и помогать лучше ориентироваться в продукте. За счёт этого СП положительно влияют на лояльность к бренду и участвуют в удержании клиентов.

    Сервисное письмо Williams Oliver о регистрации заказа

    Письмо Williams Oliver о регистрации заказа

    Сервисное письмо СДЭК о доставке заказа

    Письмо СДЭК о доставке заказа

    Сервисное письмо Kaspersky об автопродлении подписки

    Письмо Kaspersky об автопродлении подписки

    Почему сервисные письма важны для бизнеса

    Уведомления о статусе заказа стали частью стандартного процесса онлайн-покупки. Люди привыкли к ним и будут нервничать, если после заказа не получат письмо-подтверждение: вдруг что-то сбилось и сделка не оформилась? Так что сегодня своевременные и информативные СП — это в первую очередь неотъемлемая часть клиентского сервиса.

    Во-вторых, транзакционные письма снижают нагрузку на менеджеров по продажам и операторов горячей линии. А — автоматизация 😀

    Наконец, это ещё одна точка касания с клиентом, причём очень перспективная:

    • Сервисные письма отправляются всем клиентам — в том числе тем, кто не подписан на маркетинговую рассылку компании. Другими словами, благодаря им можно законно дотянуться даже до отписчиков.
    • По сравнению с другими письмами пользователи гораздо охотнее взаимодействуют с СП и реже удаляют. Более того, к ним могут возвращаться несколько раз — вспомнить, что заказали. По данным Experian, которые приводит Campaign Monitor, открываемость и кликабельность транзакционных емейлов — до 8 раз выше.
    • Исследование Experian о кликабельности сервисных писем
    • СП получают те, кто уже взаимодействовал с брендом, причём буквально только что. Эти люди более заинтересованы в следующих покупках и даже готовы к ним.
      Бренд Quelle однажды обнаружил, что на письма о подтверждении заказа приходится 12% от всех продаж в емейл-канале — хотя на сайт в них вёл только логотип.

    Вот что нужно сделать, чтобы сервисные письма по-настоящему улучшали лояльность клиентов и стимулировали повторные продажи.

    Шаг 0. База

    Главное требование к сервисным письмам — они должны приходить быстро. Промедление даже на пару минут смерти подобно. Это особенно важно для емейлов с паролем или кодом входа в аккаунт, но пользователя может напугать и задержка сообщения об успешной оплате.

    Логика отправки должна быть чёткой и непротиворечивой. Определите действия клиента, для которых нужны СП. Если нет возможности запустить сразу все, начните с основных. Мы в EMAILMATRIX относим к ним письма о восстановлении пароля, подтверждении заказа, оплаты и подписки.

    Сервисное письмо «Читай-города» о восстановлении пароля

    Письмо «Читай-города» о восстановлении пароля

    Сервисное письмо Winter Story о регистрации заказа

    Письмо Winter Story о регистрации заказа

    Сервисное письмо «Тинькофф Кассы» об оплате заказа

    Письмо «Тинькофф Кассы» об оплате заказа

    Сервисное письмо «Гемотеста» о подтверждении подписки

    Письмо «Гемотеста» о подтверждении подписки

    Отслеживайте показатели писем: открытия, клики, жалобы. Желательно делать это в разрезе устройств и почтовых сервисов, чтобы быстро выявлять и устранять ошибки. Скажем, проседающий Click Rate среди пользователей Gmail может говорить о проблемах с отображением писем в этом почтовике.

    Шаг 1. UX

    Клиенты ждут от сервисных сообщений важную информацию, и она должна быть лёгкой для восприятия. Если в письме приходится выискивать сумму заказа или график работы ПВЗ, это будет раздражать.

    Понятность начинается с инбокса. Тема письма должна однозначно указывать на его суть, имя отправителя — идентифицировать бренд.

    Сравните:

    Пример неудачной темы сервисного письма
    Пример правильной темы сервисного письма

    Лучший дизайн для сервисных писем — лаконичный, не отвлекающий клиента от целевого действия. Не следует перегружать емейл посторонней информацией: лишними изображениями, пространными текстами, разносортицей шрифтов. Вот несколько хороших примеров для вдохновения:

    Сервисное письмо «Четырёх лап» о регистрации заказа

    Письмо «Четырёх лап» о регистрации заказа

    Сервисное письмо 5Post о доставке заказа

    Письмо 5Post о доставке заказа

    Сервисное письмо EMAILMATRIX о подтверждении подписки

    Письмо EMAILMATRIX о подтверждении подписки

    Чем минималистичнее дизайн сервисных писем, тем лучше. Глобально для них хватит логотипа и текста на белом фоне.

    Сервисное письмо VAZARO об оплате заказа

    Письмо VAZARO об оплате заказа

    Исключение — письмо о подтверждении подписки. Здесь от пользователя требуется действие и поэтому нужна заметная кнопка Call-To-Action.

    Сервисное письмо O'STIN о подтверждении подписки

    Письмо O’STIN о подтверждении подписки

    Позаботьтесь о пользователях смартфонов: письма должны отображаться корректно на всех устройствах. Лучше использовать адаптивную вёрстку, но будет достаточно и дизайна, который хорошо масштабируется.

    Сервисное письмо Joom о статусе заказа

    Мобильная адаптация письма Joom о статусе заказа

    Сервисное письмо Ikemoto о регистрации заказа

    Мобильная адаптация письма Ikemoto о регистрации заказа

    Шаг 2. Забота

    Сервисные письма — свидетельство заботы бренда о пользователях. Можно добавить к основной информации ещё пользы: советы по уходу за товаром, ответы на частые вопросы, инструкции. Так, туристические компании часто добавляют рекомендации для путешественников. А некоторые ещё и подтягивают прогноз погоды в городе назначения:

    Сервисное письмо Ozon Travel об успешном заказе

    Письмо Ozon Travel об успешном заказе

    Также пригодятся механики персонализации на основе данных о клиентах. К примеру, онлайн-кинотеатр в письме с ежемесячным счётом может рассказать, когда выйдут новые сезоны сериалов из фильмотеки подписчика.

    Если от клиента требуется что-то сделать по заказу, лучше не просто указать на это, а объяснить пользу действия. «Газпромбанк» в емейле с просьбой забрать карту напоминает: чем быстрее сделаешь это, тем быстрее начнёшь получать кешбэк.

    Сервисное письмо «Газпромбанка» о доставке заказа

    Письмо «Газпромбанка» о доставке заказа

    Также для СП обязательны контактные данные, по которым клиент может обратиться с вопросами.

    Сервисное «Линий любви» об успешном заказе

    Письмо «Линий любви» об успешном заказе

    Шаг 3. Отдельный домен

    Транзакционные письма должны отправляться с домена с безупречной репутацией, чтобы всем клиентам точно пришла важная информация. Любая проблема с доставляемостью вызовет кучу сложностей — в первую очередь перегрузку кол-центра.

    Чтобы СП не попадали в спам, лучше отправлять их с отдельного домена. Так на его репутацию не повлияют возможные жалобы на массовую маркетинговую рассылку. Сделать это можно двумя способами.

    1. Вынести на специальный поддомен — например, @orders.example.com. Это отделит сервисные письма от всех остальных.
      Пример отправителя сервисных писем
    2. Отправлять СП с основного домена @example.com. Это добавит им репутацию корпоративной почты — как правило, высокую — и улучшит доставляемость. Но при бот-атаке в спам попадут не только сервисные сообщения, но и письма сотрудников контрагентам.

    Шаг 4. JSON

    Донести важную информацию в максимально удобной форме поможет формат передачи связанных данных JSON LD. При его использовании ключевые данные о заказе будут выводиться отдельно — в компактной карточке вверху письма, а также в ящике, выделяя сообщение. Формат работает и в веб-интерфейсах почтовых сервисов, и в мобильных приложениях.

    При этом карточки не нужно писать, отрисовывать и верстать. Достаточно добавить в код шаблонную json-структуру. Почтовики сами сформируют карточку и подсветят письмо в инбоксе. Они тоже понимают, что СП важны для пользователей!

    Mail.ru, Gmail и «Яндекс» понимают синтаксис JSON LD одинаково — по разметке Schema.org. Но отображают информацию по-разному:

    • Mail.ru в ящике добавляет к письму специальную иконку, выводит состав заказа и кнопку быстрого перехода в магазин.
      Пример карточки заказа JSON LD в Mail.ru

      В письме формируется карточка заказа с составом, статусом и кнопками. Сервис называет это «шапкой заказа».

      Пример шапки заказа JSON LD в Mail.ru

      Также у Mail.ru есть «смарт-карточки» для квитанций и даже для брошенных корзин. Они позволяют оплачивать счета не выходя из письма, но для этого бизнесу нужно подключить платёжную систему компании.

      Пример со смарт-карточкой JSON LD в Mail.ru
    • У Gmail есть множество вариаций шапок — например, для авиабилетов и билетов на мероприятия. Карточка обычной покупки выглядит так:

      Пример карточки покупки JSON LD в Gmail
    • «Яндекс» не создаёт карточки внутри писем, но заметно выделяет их в ящике: показывает товары, сумму заказа и кнопку. Также выделяется отправитель, цвет зависит от статуса заказа.
      Пример карточки заказа JSON LD в «Яндекс Почте»

      Отдельно «Яндекс» подсвечивает письма с авиабилетами: раскрашивает отправителя, выводит дату и маршрут, добавляет кнопки печати и подбора гостиницы.

      Пример карточки авиабилета JSON LD в «Яндекс Почте»

    Чтобы формат JSON заработал в транзакционных письмах, нужно:

    1. Настроить SPF, DKIM и DMARC в запрещающем режиме (если это ещё не сделано).
    2. Получить разрешение провайдеров. У Gmail есть инструкция по подаче заявки, у других стоит обратиться в службу поддержки: Mail.ru, «Яндекс».
    3. Добавить в код письма общий скрипт и отследить, чтобы почтовая платформа не вырезала его. Подробнее о разметке можно посмотреть в документации сервисов: Gmail, Mail.ru, «Яндекс».

    Шаг 5. Щепотка маркетинга

    Когда решены вопросы со своевременностью и информативностью, можно добавить немного маркетинга. Продающего контента должно быть не больше 20%, чтобы письмо не стало рекламой в глазах пользователей и ФАС.

    Самых популярных вариантов два — товарные рекомендации и баннеры разного содержания.

    В рекомендательные блоки можно включать товары, подходящие к заказанному, персональные предложения на основе данных о клиенте или попросту самые популярные товары.

    Сервисное письмо «Технопарка» о регистрации заказа

    Письмо «Технопарка» о регистрации заказа

    Сервисное письмо «Лабиринта» о регистрации заказа

    Письмо «Лабиринта» о регистрации заказа

    Сервисное письмо «Максавита» о подписке на товар

    Письмо «Максавита» о подписке на товар

    Рекламные баннеры. Чаще всего с их помощью продвигают текущие акции и дополнительные услуги.

    Сервисное письмо «Читай-города» о статусе заказа

    Письмо «Читай-города» о статусе заказа

    Сервисное письмо ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ о доставке заказа

    Письмо ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ о доставке заказа

    Сервисное письмо РЖД об успешном заказе

    Письмо РЖД об успешном заказе

    Также в СП можно рассказать клиенту о мобильном приложении, реферальной программе или, например, маркетинговой рассылке. В последнем случае баннер должен динамически выводиться только для тех, кто ещё не подписан.

    Сервисное письмо OZON о доставке заказа

    Письмо OZON о доставке заказа

    Сервисное письмо MeUndies о статусе заказа

    Письмо MeUndies о статусе заказа

    Сервисное письмо «Риглы» о доставке заказа

    Письмо «Риглы» о доставке заказа

    Отправлять сервисные письма — сегодня это уже обязанность бизнеса, который думает о лояльности клиентов. Но одновременно это и возможность дополнительных касаний. В конце концов, это единственные письма, от которых нельзя отписаться!

    Каким должен быть дизайн, чтобы рассылка работала?
    Узнайте с нашей мини-книгой
    Имя
    Email *
    Array
    (
        [0] => WP_Term Object
            (
                [term_id] => 1425
                [name] => Статьи
                [slug] => articles
                [term_group] => 0
                [term_taxonomy_id] => 1907
                [taxonomy] => category
                [description] => 
                [parent] => 0
                [count] => 701
                [filter] => raw
                [cat_ID] => 1425
                [category_count] => 701
                [category_description] => 
                [cat_name] => Статьи
                [category_nicename] => articles
                [category_parent] => 0
            )
    
    )
    
    Поделиться статьёй
    Подписаться на рассылку