Кто такой емейл-маркетолог и как им стать
Создавать сценарии рассылок, продумывать цепляющие темы писем, постоянно тестировать идеи — некоторые, но не единственные области работы емейл-маркетолога. Потому что это практически универсальный специалист, который работает на стыке технического, рекламного и визуального. Емейл-маркетолог помогает выстраивать тёплый контакт с аудиторией — в результате побуждает покупать у бренда чаще.
В этой статье — гайд по профессии емейл-маркетолога. Расскажу, чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать.
Что такое емейл-маркетинг
Чтобы понять, чем занимается емейл-маркетолог, нужно разобраться с ключевым термином.
Емейл-маркетинг — это продвижение товаров и услуг компании через рассылку электронных писем.
Емейл-маркетинг незаменим, когда компании нужно сообщить что-то важное на большую аудиторию. Например, анонсировать распродажу или пригласить на мероприятие. Но ещё — он помогает общаться с каждым клиентом напрямую. Например, запускать письма в ответ на действия покупателей. Так, клиент, который добавил товар в корзину и забыл о нём, получит напоминание завершить покупку. А тот, кто уже три месяца не открывал письма, — опрос, почему рассылки стали неинтересны.
Немного статистики емейл-маркетинга:
- В 2024 году электронной почтой пользуются 4,5 млрд человек — это больше половины населения планеты и преимущественно платёжеспособные взрослые.
- В 2023 году емейл-рассылки на 108% обогнали совокупный результат баннерной рекламы и СМС по количеству покупок напрямую из канала.
- Каждый рубль, вложенный в емейл-маркетинг, приносит в среднем 36 рублей прибыли. Это недостижимый ни для одного другого канала ROI.
В чём суть профессии емейл-маркетолога
Крупные компании понимают ценность емейл-маркетинга и вкладываются в него. Постоянно пробуют новые форматы, запускают рубрики, используют игровые механики. Их письма похожи на настоящие мини-сайты, на которых можно найти всё — от подборок статей до опросов.
Небольшие компании тоже используют силу емейл-маркетинга, хотя их письма и могут выглядеть не так впечатляюще. В рассылках они отправляют скидки, присылают новости, знакомят с ассортиментом.
Настраивать такие разные рассылки и следить, чтобы они приносили результаты бизнесу, — суть работы емейл-маркетолога. Получается, что емейл-маркетолог — это специалист, который полностью отвечает за канал, начиная от сбора базы подписчиков и заканчивая аналитикой.
В 2012 году я начинала как емейл-маркетолог. В этой работе мне больше всего нравилось верстать, подбирать иллюстрации, работать с отчётами, выдвигать и проверять гипотезы. Мы постоянно тестировали, как аудитория реагирует на контент, и каждый день учились чему-то новому. Ну и самое приятное для меня — это смотреть, как графики продаж идут вверх.
Минус — ответственность. Если допустить ошибку, она будет видна сразу тысячам получателей. Когда специалист неверно подбирает сегменты базы для отправки письма, — например, обещание подарка или скидки тем, кому не полагается, — это убыток для компании и удар по репутации.
Какие обязанности выполняет емейл-маркетолог
Итак, емейл-маркетинг помогает бизнесу выстраивать общение с клиентами и доводить их до покупки. А емейл-маркетолог становится тем самым проводником между компанией и клиентами. Для этого он выполняет такие задачи:
- Формирует стратегию емейл-маркетинга: анализирует аудиторию, изучает конкурентов и ставит цели, которые нужно достичь через рассылки. Корректирует стратегию по мере работы.
- Составляет контент-план: находит инфоповоды, подбирает темы писем, формирует график публикаций.
- Настраивает автоматические цепочки писем: приветственные, реактивационные, по брошенной корзине. Проверяет, чтобы автоматизация запускалась вовремя и отправлялась нужному клиенту.
- Работает с базой подписчиков: продумывает формы подписки, работает с реактивацией базы, сегментирует аудиторию по разным критериям — от пола и возраста до давности и частоты покупок.
Создаёт контент писем: текст, иллюстрации, ссылки, карточки товаров и баннеров. Часто не с нуля: емейл-маркетолог может использовать шаблоны в платформах рассылок или блочный редактор писем. Если объём работ большой, специалист ставит задачи копирайтеру и дизайнеру.
- Запускает А/В-тесты и с их помощью проверяет, какие темы мотивируют открывать письма, в какие дни лучше отправлять рассылки, какие призывы к действию приносят больше кликов.
- Постоянно отслеживает эффективность емейл-маркетинга — в платформе рассылок и через специальные сервисы.
Особенность профессии — работа с платформой для рассылок. В ней есть всё нужное для запуска емейл-маркетинга: формы для сбора контактов, карточки подписчиков, редактор писем, возможность настраивать сценарии рассылок, аналитика. К тому же с платформой часть обязанностей можно автоматизировать. Не придётся распределять подписчиков по сегментам вручную — можно просто задать нужные условия.
Круг обязанностей зависит от размера компании. Обычно в крупных — большие команды и распределённые обязанности. Емейл-маркетолог может только загружать шаблоны и снимать статистику или придумывать инфоповоды. В компаниях поменьше емейл-маркетолог больше работает как универсальный специалист. Он может верстать, фотошопить, настраивать интеграции, делать аналитическую работу.
Что должен уметь емейл-маркетолог: 4 главных навыка
Мы уже упомянули, что емейл-маркетолог плотно работает с платформой. Там он сегментирует базу, настраивает рассылки, проводит тесты и смотрит базовую аналитику. Поэтому навыки работы хотя бы с одной из таких платформ точно пригодятся. Помимо этого хороший емейл-маркетолог разбирается в следующем:
- Маркетинг. Емейл-маркетолог должен хорошо понимать путь клиента: как он оказывается в рассылке, что его подталкивает к покупке, из-за чего он сомневается. Для этого — постоянно анализировать предыдущие кампании, строить гипотезы и изучать целевую аудиторию. Всё это помогает выстраивать такие воронки продаж, которые не давят на покупателей, а наоборот, располагают к компании.
- Копирайтинг. Навыки работы с текстом нужны, чтобы создавать цепляющие темы писем и контент рассылок. Важно знать и требования самой почты: как выстраивать структуру письма, какой длины делать текст и как подавать чувствительную информацию.
Дизайн и вёрстка. Чтобы письма правильно отображались на всех устройствах и вызывали нужные ассоциации с компанией-отправителем, полезно базово разбираться в дизайне и вёрстке. Далеко не всегда емейл-маркетолог сам рисует макет письма или верстает его в HTML. Но всё равно знать основы важно — хотя бы для того, чтобы чётче ставить технические задания команде.
Как делать письма с мастер-шаблоном: разбираем 4 способа
- Техническая составляющая. Сюда относится умение работать с инструментами аналитики вроде «Яндекс Метрики» и Google Analytics и с популярными CRM-системами, где хранятся данные о клиентах. Важно разбираться в метриках рассылок и уметь выгружать и читать отчёты, чтобы делать правильные выводы. Ещё к технической части относится умение правильно настраивать домен — это влияет на вероятность попадания писем в спам.
Среди главных личных качеств емейл-маркетолога я бы отметила общую грамотность, внимательность, креативность, аналитический склад ума и желание постоянно изучать новое.
Сколько зарабатывает емейл-маркетолог
По данным Dream Job, средняя зарплата емейл-маркетолога в России в 2024 году — 78,5 тысячи рублей. Верхняя планка доходит до 130 тысяч.
Если посмотреть вакансии на HeadHunter, то емейл-маркетолог без опыта может рассчитывать на зарплату от 40 тысяч рублей.
Точная зарплата зависит от компании-работодателя: насколько она крупная, какой у неё бюджет на емейл-маркетинг, в каком регионе работает. И от формата занятости специалиста: если его пригласили на фултайм в офис, скорее всего, он будет получать больше, чем от одного проекта на фрилансе. С другой стороны, если совмещать 2–3 проекта — можно повысить доход.Как стать емейл-маркетологом
Порог входа в профессию не слишком высокий: достаточно пройти базовое обучение по емейл-маркетингу.
Несколько примеров курсов:
- Основы email-маркетинга от «Нетологии». Курс для тех, кто предпочитает учиться сам. Длительность — 2 недели. Эксперт расскажет, как набирать базу, составлять продающие письма, проводить A/В-тесты и повышать продажи с помощью емейл-рассылок. Стоимость — 790 рублей.
- Email-маркетинг и мессенджер-маркетинг от А до Я от Moscow Business School. Интенсивное обучение в очень сжатые сроки — оно длится один день с 10:00 до 17:30. Можно выбрать предпочтительный формат: онлайн или очно. Преподаватель расскажет о фундаментальных основах емейл-маркетинга, о том, как прорабатывать ЦА и портрет клиентов, работать с базой и готовить рассылки. Стоимость — 21 900 рублей (есть скидка 10% за предоплату).
- Быстрый старт в email-маркетинге от Sendsay. Это бесплатный курс. Работает в формате бота в Telegram. Покажу на его примере, как проходит обучение.
- Всего 10 уроков: выполнив все задания, ученик запустит свою первую рассылку.
- Материал подаётся короткими сообщениями: человек дочитывает блок и нажимает на кнопку, чтобы перейти к новому. Так усваивать информацию проще.
- В конце каждого урока есть главные выводы — что стоит запомнить.
- А ещё — домашнее задание, чтобы сразу применять полученную информацию на практике. Платформой Sendsay можно пользоваться бесплатно, если в вашей базе до 200 подписчиков и вы отправляете до 1000 писем в месяц.
Лучший вариант — начать с бесплатных курсов от самих платформ (из подборки выше к таким относится бот от Sendsay). Здесь сразу два плюса:
- Эти курсы создают люди, которые сами работают в емейл-маркетинге. В них точно учтены вопросы и ошибки новичков.
- Есть практические задания, которые можно делать на платформе.
Бесплатный курс даст основы профессии и поможет отработать базовые навыки. С этим уже можно откликаться на вакансии емейл-маркетолога — по крайней мере, с пометкой «без опыта».
В нашем агентстве новички могут дополнительно обучиться всему необходимому и плавно погрузиться в процессы благодаря накопленной большой базе знаний и системе наставничества. У нас было много случаев, когда способные ребята с базовыми знаниями в емейл-маркетинге приходили на младшие позиции и впоследствии росли до проджект-менеджеров и руководителей групп.
Мы в целом придерживаемся политики роста внутри компании: даём каждому сотруднику ресурсы, обучаем, отправляем на курсы, чтобы он мог развиваться как профессионал. Всё обучение оплачивает компания: рост сотрудников — в наших интересах.
Екатерина Пономарёва
руководитель HR-отдела EMAILMATRIX
Ещё вариант — записаться на стажировку. Например, сейчас такая есть у «Контура». Но здесь важно учитывать место жительства: как правило, стажировки проходят в офисе.
Если же хочется работать именно удалённо, то уже после прохождения бесплатного курса и отработки навыков можно откликаться на первые несложные заказы на фрилансе. Например, настроить рассылку для распродажи или запустить приветственную цепочку писем.
Постепенно — и в офисе, и на фрилансе — начинающий специалист сможет брать на себя больше задач. А значит — расти в экспертности и доходе.Чтобы становиться увереннее, параллельно с поиском работы можно записаться на углублённый курс — например, Email-маркетолог от MaEd — или прокачивать отдельные навыки. Если человек понимает, что уверенно выстраивает воронки продаж в рассылках, а вот делать красивые письма не получается, — можно пройти курс по HTML-вёрстке.
Главное — не застревать только на теории. Чем быстрее появится опыт — пусть это будут даже тестовые рассылки для друзей за отзыв, — тем раньше получится найти работу.