ROI
ROI (Return On Investment — возврат инвестиций) — маркетинговая метрика, которая показывает окупаемость инвестиций в какой-либо проект, рекламную кампанию или их совокупность либо в бизнес в целом. Расчёт ROI позволяет определить, приносят ли вложения прибыль компании. Вычислить ROI довольно просто — понадобятся всего два значения: суммы дохода и затрат за определённый период.
Что такое ROI простыми словами
ROI — это ключевой финансовый показатель, с помощью которого можно оценить эффективность вложений в продукт, бизнес или другую деятельность. ROI показывает соотношение между прибылью от проекта и затратами на него. Чем выше процент ROI, тем выше отдача от вложенных средств.
Что такое ROI в маркетинге и бизнесе
Показатель доходности или убыточности вложений важен для бизнеса. Рассчитав ROI, можно определить:
- наиболее рентабельные маркетинговые инструменты и каналы;
- бюджет будущих кампаний;
- стратегию продвижения и развития бизнеса.
Компания, которая отслеживает ROI, эффективнее тратит средства и лучше представляет, в какую сторону двигаться для увеличения продаж и прибыли.
Эффективность применения ROI
- ROI помогает верно распределять бюджет между каналами и инструментами маркетинга. Если у емейл-рассылок показатель составил 300%, а у контекстной рекламы — 5%, становится понятно, что вкладывать деньги нужно в первые.
- Динамика ROI показывает эффективность кампаний и даёт возможность быстро реагировать на её снижение. Если ROI рассылок за месяц упал со 120 до 60%, это сигнал для маркетолога: нужно проанализировать ситуацию и изменить емейл-стратегию.
- С помощью ROI можно рассчитать и спрогнозировать общую прибыльность бизнеса. Чем выше отдача от вложений, тем больше потенциал для роста и масштабирования. Поэтому мониторинг и повышение ROI — важные стратегические задачи.
Как рассчитывается ROI: формула
Как считать ROI в маркетинге: основные компоненты формулы
Доход от вложений. Выручка, которую принесли те или иные вложения. Отняв от доходов сумму расходов, получим прибыль — её и нужно разделить на расходы.
Вложения/расходы. Все расходы, связанные с отдельным продуктом или бизнесом в целом — в зависимости от того, ROI чего нужно вычислить. Это могут быть зарплаты сотрудников, аренда помещения, производство и другие затраты.
Важно, чтобы периоды доходов и вложений в формуле совпадали. Чем продолжительнее период, тем точнее расчёт.
Коэффициент возврата на инвестиции
Благодаря ROI (он же коэффициент возврата на инвестиции) можно определить, сколько прибыли с каждого вложенного рубля получает бизнес.
Якорное значение ROI для отдельной кампании — 0. Если коэффициент ниже нуля, вложения не окупаются, если выше — приносят прибыль.
Для бизнеса в целом определяющим значением рентабельности инвестиций будет 100% — то есть если доходы превышают расходы в два раза. Показатель меньше 100 означает, что компания не растёт в доходах и не развивается.
Как посчитать ROI: пример
Рассчитать ROI можно в отношении продукта в целом или любой маркетинговой активности, будь то емейл-рассылки, контекстная или таргетированная реклама, SEO, SMM и так далее. Главное — точно определить доходы и затраты по кампании или проекту с учётом общих расходов на продукт.
Как считается ROI: подход к вычислению с конкретными числами
Предположим, интернет-магазин на протяжении месяца рассылал промописьма с анонсом новой модели смартфона. Стоимость смартфона — 20 000 рублей.
На проведение рассылки потрачено:
- Оплата сервиса рассылок — 5 000 рублей в месяц.
- Зарплата емейл-маркетолога — 30 000 рублей.
- Бонус менеджеру за продажи — 10% от выручки.
Также были такие затраты, связанные с продуктом:
- Себестоимость смартфонов — 450 000 рублей.
- Аренда склада — 15 000 рублей в месяц.
В течение месяца по переходам из рассылки магазин продал 50 смартфонов.
Доход составил 50×20 000 = 1 000 000 рублей.
Как считать ROI рассылки:
Доход от емейл-кампании: 1 000 000 рублей
Затраты: 5 000 + 30 000 + 100 000 (бонус) + 450 000 + 15 000 = 600 000 рублей
ROI = (1 000 000 — 600 000) / 600 000×100 ≈ 66,7%
Частые ошибки при вычислении
- Несовпадение периодов затрат и доходов. Например, затраты взяты за месяц, а доходы — за полгода.
- Исключение из расчёта части расходов. Нужно суммировать все средства, затраченные на проект.
- Элементарные ошибки в формуле. Чтобы не запутаться, используйте наш шаблон для автоматического расчёта — нужно только подставить свои цифры по доходам и расходам.
ROMI vs ROI: что это в маркетинге
ROI отражает окупаемость любых инвестиций в бизнес с учётом всех связанных расходов.
ROMI (Return on Marketing Investment — возврат маркетинговых инвестиций) отражает окупаемость инвестиций в маркетинг с учётом рекламных расходов. Формула расчёта ROMI будет такой:
В рекламные расходы нужно включить как прямые затраты, так и сопутствующие: оплату труда маркетологов, производство рекламных материалов, упаковку и прочее.
ROAS vs ROI: что это такое в рекламе
С помощью ROAS (Return on Ad Spend — рентабельность затрат на рекламу) можно определить коэффициент возврата инвестиций в определённую рекламную кампанию и оценить окупаемость канала продвижения или рекламного инструмента.
Сопутствующие расходы при этом не учитываются — только затраты на определённую рекламу, с которой получен доход.
Расчёт ROMI и ROAS позволяет с большей точностью проанализировать выгоду от рекламных вложений и понять причины нерентабельности, если значение ROI отрицательное.
Как улучшить показатели ROI
Фокусируйтесь на каналах и инструментах с наивысшим ROI. Проанализируйте текущие показатели по всем направлениям маркетинга и выделите самые эффективные.
Отслеживайте расходы и сокращайте издержки. Исключение неэффективных процессов снизит затраты и повысит коэффициент окупаемости.
Оптимизируйте все этапы воронки привлечения. Проводите A/B-тесты лендингов, улучшайте сайт, отправляйте триггерные письма, настраивайте ремаркетинг в соцсетях для повышения конверсии. Это позволит нарастить объём продаж из маркетинговых каналов и улучшить ROI.
Практические рекомендации для емейл-кампаний
Для увеличения прибыли от вложений в емейл-маркетинг его нужно грамотно выстроить. Например:
- Сегментировать аудиторию и персонализировать рассылки. Предложения, релевантные интересам подписчиков, улучшат отдачу от писем: повысятся открываемость, кликабельность и конверсия.
- Запустить конвейер гипотез. Постоянное тестирование выявит самые эффективные варианты тем, CTA и других элементов рассылки. Подробно о том, что можно тестировать и как формировать гипотезы, читайте в нашей статье.
- Автоматизировать маркетинговые процессы. Триггерные механики вроде брошенной корзины сэкономят маркетинговый бюджет и принесут дополнительные продажи.
Маркетинг и рыночные тренды постоянно меняются. Что было эффективно вчера, сегодня может не работать. Регулярно анализируйте динамику ROI, отслеживайте тенденции в диджитал-маркетинге и своевременно корректируйте стратегию. Быстрая адаптация к изменениям — залог стабильно высокого ROI.
ROI — что это такое и как рассчитать: заключение
ROI — это показатель эффективности вложений. Эта метрика помогает оценить реальную окупаемость инвестиций и оптимизировать распределение бюджета.
Как рассчитать ROI (в процентах):
- поделить прибыль на сумму вложений,
- умножить полученный результат на 100.
Регулярная оценка рентабельности инвестиций позволяет улучшать маркетинговую стратегию, повышать эффективность бизнеса, увеличивать объём продаж и конечную прибыль.